Использую дополнительные источники географической информации. Что будем делать с полученным материалом

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

Географические карты можно классифицировать по различным признакам.

На тематических картах подробно отображаются всего одно или несколько явлений. Примеры тематических карт: карта растительности, климатическая карта, геологическая карта, почвенная карта, политическая карта и т. д.

На общегеографических картах с одинаковой подробностью изображают как природные объекты и явления (рельеф, реки, озера, растительность), так и социально-экономические (населенные пункты, дороги, промышленные предприятия). На них подписывают названия: океанов, рек, морей, заливов, проливов, озер, рек; материков, островов, мысов; равнин, гор, хребтов; населенных пунктов и т. д. Названия населенных пунктов изображаются справа от условного знака, параллельно южной рамке или вдоль ближайшей параллели. Названия рек помещают посередине русла или вдоль его оси, а морей, островов и государств — внутри контуров, располагая в направлении большей протяженности.

Рис. Классификация географических карт

Карты также различают по охвату территории. Классификация карт по размерам изображенной на них территории включает следующие группы: 1) карты звездного неба; 2) карты планет и Земли; 3) карты полушарий; 4) карты материков и океанов; 5) карты морей, заливов, проливов; 6) карты стран; 7) карты крупных природных регионов; 8) карты республик, краев, областей, административных районов; 9) карты городов; 10) карты городских районов.

Существует классификация карт по назначению , учитывающая разнообразие сфер человеческой деятельности. Например, научно-справочные карты предназначены для выполнения научных исследований и получения справочной информации, туристические карты — для получения информации об интересных объектах местности, кафе, гостиницах, технические карты — для решения инженерных задач. Учебные карты — главное наглядное пособие при изучении географии, а также экономики, истории и других учебных дисциплин.

Подразделяют карты на группы и по масштабу. Выделяют мелкомасштабные карты с масштабом мельче 1: 1 000 000, предназначенные для изучения больших территорий, сред немасштабные карты с масштабом от 1: 200 000 до 1: 1 000 000 и крупномасштабные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее.

Крупномасштабные карты — это топографические карты.

Напомним вам, что по своему содержанию карты могут быть:

  • общегеографическими;
  • тематическими.
Тематические карты

Карты растительности, например, изображают распространение и состав растительности разных территорий. Есть также карты полезных ископаемых, карты лесов, карты рельефа, синоптические карты, карты промышленности, на которых показаны крупные города — промышленные центры и их специализация. Все эти карты характеризуют географические объекты и явления на определенную тему: растительность, рельеф, промышленность. Именно поэтому их называют тематическими. Например, политическая карта даст в первую очередь представление о размещении стран, их границах.

Общегеографические карты

Карты общегеографические отображают разнообразные элементы земной поверхности — рельеф, растительность, реки, населенные пункты, транспортную сеть и др. Например, физическая карта России.

По охвату территории различают карты мира, отдельных материков, стран и их частей (регионов).

Политическая карта мира

Политическая карта мира — один из самых важных картографических источников в курсе географии мира, так как на этой карге показаны разные страны, их столицы, пути сообщения и другая полезная информация.

Посмотрим на политическую карту. Кроме границ государств на политической карте вы видите крупнейшие города и столицы стран, пути сообщения и морские порты, наиболее крупные гидрографические объекты (моря, реки, озера, заливы, проливы). Могут быть показаны и некоторые другие географические объекты, например рельеф.

На политической карге мира вы найдете более 230 стран и территорий.

Границы государства формируются довольно долго. Они могут изменяться по разным причинам: историческим, политическим, экономическим, культурным, природным.

Для того чтобы знать политическую карту мира или отдельных материков и их частей, необходимо постоянно обращаться к ней, тренироваться в определении географического положения тех или других стран или регионов, следить за изменениями, происходящими в мире.

Наиболее сложной является политическая карта Западной Европы. Давайте вместе с вами определим географическое положение стран этого региона (табл. 1).

Таблица 1. Страны Западной Европы

Население (2007 г.)

Столица(ы)

84 тыс. км 2

8,3 млн чел.

70 тыс. чел.

Андорра-ла-Вьеха

30,5 тыс. км 2

10,6 млн чел.

Брюссель

1 тыс. чел.

Великобритания

244 тыс. км 2

61 млн чел.

Германия

356 тыс. км 2

82,3 млн чел.

Бонн, Берлин

132,0 тыс. км 2

11,2 млн чел.

43 тыс. км 2

5,5 млн чел.

Копенгаген

Ирландия

70 тыс. км 2

4,4 млн чел.

Исландия

103 тыс. км 2

290 тыс. чел.

Рейкьявик

504 тыс. км 2

45,3 млн чел.

301 тыс. км 2

59,3 млн чел.

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

34 тыс. чел.

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

2,6 тыс. км 2

463 тыс. чел.

Люксембург

397 тыс. чел.

Валлетта

33 тыс. чел.

Нидерланды

41 тыс. км 2

16,4 млн чел.

Амстердам

Норвегия

324 тыс. км 2

4,7 млн чел.

Португалия

92 тыс. км 2

10,7 млн чел.

Лиссабон

Сан-Марино

28 тыс. чел.

Сан-Марино

Финляндия

337 тыс. км 2

5,3 млн чел.

552 тыс. км 2

61,7 млн чел.

Швейцария

41 тыс. км 2

7,5 млн чел.

450 тыс. км 2

9,1 млн чел.

Стокгольм

Карта часовых поясов — интересная, а главное, полезная карта (рис. I).

Для удобства отсчета времени всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса. Время каждого часового пояса отличается от последующего на один час. Нумерация поясов от 0 до 23 ведется с запада на восток от Гринвичского меридиана. Во всех пунктах, находящихся в пределах одного пояса, считается одно и то же поясное время. Москва, например, находится во втором часовом поясе.

Однако мы в Москве живем не по поясному, а по декретному времени (от лат. decretum — указ, постановление). Кроме того, вы знаете, что в России стрелки часов переводят вперед (летнее время) или назад(зимнее время) на один час с целью наиболее рационального использования светлой части суток и экономии электроэнергии. Поэтому Москва, находясь во 2-м часовом поясе, практически живет по времени 3-го часового пояса. Другими словами, когда в Москве 13 часов (Московское время), то в Париже — 11 часов (Среднеевропейское время), в Лондоне — 10 часов (Гринвичское время).

Рис. 1. Карта часовых поясов мира

Посмотрите на каргу часовых поясов. Границы часовых поясов проведены не точно по меридианам. Для удобства учтены границы государств, районов, штатов и других административно-территориальных образований в пределах одной страны. В России, например, 11-й и 12-й часовые пояса объединены в один.

И воздушный транспорт, телефонная и телеграфная связь на территории страны работает, как правило, по единому времени. В России, например, — по московскому времени.

Если вы внимательно посмотрите на карту часовых поясов, то заметите, чем примечателен 180-й меридиан. По нему проходит условная линия перемены дат. Ее зигзаг в районе Чукотского полуострова не случаен. Дело в том, что по обе стороны от этой линии часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Если бы линия перемены дат пересекала Чукотку, ее жителям пришлось бы вести свой собственный календарь, опережающий общероссийский на один день.

Если вы когда-нибудь решите совершить кругосветное путешествие и отправитесь от мыса Дежнева на восток, пересекая линию перемены дат, не забудьте один и тот же день посчитать дважды. И наоборот, двигаясь с востока на запад, — пропустить один день.

Статистические материалы — один из основных источников географической информации

— это наука, изучающая совокупность массовых явлений с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи количественных (статистических) показателей. Население — это как раз такое массовое явление. К статистическим показателям относятся абсолютные и относительные величины, а также различные коэффициенты.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение и показывают размеры географических явлений. Например, Россия располагает самой большой территорией в мире — более 17 млн км 2 , что почти вдвое превышает территорию таких стран, как Китай, США или Канада. Однако по численности населения Россия уступает многим странам. В 2007 г. се население составляло 142 млн чел. — восьмое место в мире.

Таблица 2. Численность населения крупнейших стран мира (млн чел.)

Относительная величина выражает результат сопоставления (сравнения) статистических показателей друг с другом. Они позволяют обнаружить определенные изменения географических явлений, их тенденцию.

Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений, например коэффициент специализации или естественного прироста населения.

Для того чтобы научиться работать со статистическими материалами, надо в первую очередь представлять, как они организованы и построены (упорядочены).

Статистическая таблица представляет собой систему вертикальных и горизонтальных граф (столбцов и строк), снабженных заголовками и заполненных в определенном порядке цифровыми данными. В ней располагаются статистические данные, необходимые для характеристики изучаемого географического явления и его составных частей. Заголовки горизонтальных строк статистической таблицы соответствуют статистическому «подлежащему», а верхние заголовки ее вертикальных столбцов — статистическому «сказуемому».

Посмотрим, например, на статистическую табл. 3 «Изменение доли экономических районов в населении России по данным переписей 1926-2002 гг.».

Таблица 3. Изменение доли экономических районов в населении России поданным переписей 1926-2002 п., %

Российская Федорация, в том числе районы:

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Черноземный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Калининградская область

В статистическом подлежащем дается перечисление тех частей и групп изучаемого явления, которые количественно характеризуются в сказуемом. В данном случае — это экономические районы России. В сказуемом таблицы приводятся величины изучаемого явления — доля населения, проживавшего в экономических районах РФ за ряд лет.

Таким образом, любая статистическая таблица включает три обязательных элемента:

  • общий заголовок таблицы;
  • статистическое подлежащее;
  • статистическое сказуемое.

Статистические материалы могут быть представлены не только в статистических таблицах, но и в наглядной форме: в диаграммах, графиках, картах, картосхемах.

Статистические карты — это в первую очередь картограммы и картодиаграммы. Давайте вместе с вами, пользуясь табл. 4, составим на контурной карте картограмму, показывающую плотность населения экономических районов России:

  • запишем название картограммы («Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем название источника, на основании которого мы будем строить картограмму (статистическая таблица «Плотность населения экономических районов России»);
  • выпишем относительные статистические показатели, которые мы будем изображать, предварительно округлив их значения до целых чисел;
  • разобьем показатели на группы по принципу равных интервалов. Наиболее простой способ разбивки — деление разницы самого большого (63) и самого малого значения (1) показателя на 5. В нашем случае (63 — 1 = 62 « 60: 5 = 12) интервал будет равен 12, а группы показателей будут следующими: 1 — 12; 12-24; 24-36; 36-48; 48-60 и более 60 чел./км 2 ;
  • составим в тетради легенду картограммы, где более темные тона цвета (или более густая штриховка) изображают большую интенсивность явления; светлые оттенки (или редкая штриховка) — меньшую. Для изображения цветом лучше брать оттенки одной краски: от более светлых к более темным;
  • покажем на контурной карте границы экономических районов России;
  • перенесем легенду картограммы на контурную карту в «Условные обозначения»;
  • выполним картограмму.

Построение графиков и диаграмм на основе статистических показателей имеет математическую основу, которая хорошо вам известна.

На основании их графиков мы можем сделать вывод о том, что вплоть до 90-х гг. XX в. в расселении населения России сохранялась историческая тенденция освоения новых земель и российских окраин.

С 1990-х гг. наблюдается обратная тенденция сокращения населения в северных и восточных регионах России, прежде всего Дальневосточном и Северном.

Диаграммы показывают объемы и структуру географических явлений. Они могут быть круговые, точечные, линейные, площадные, объемные и др. (рис. 2). Напомним, что при построении круговых диаграмм начальным считается радиус, направленный на листе бумаги вверх, т. е. «северный». Именно от него по часовой стрелке на глаз откладываются показатели (из расчета I % = 3,6 град.), характеризующие географическое явление, например расселение населения Земли в зависимости от близости морей.

Рис. 2. Расселение населения Земли в зависимости от близости побережья морей и океанов

Масштаб диаграммы зависит от: а) размера листа; б) величины исходных показателей; в) разницы между наибольшим и наименьшим значениями показателей; г) количества диаграммных знаков.

Для определения масштаба столбиковой диаграммы, например, необходимо сначала установить, какими могут быть самый большой и самый маленький столбики. Основание диаграммы определяется по формуле Х= А: М, где X — основание диаграммы; А — используемый нами статистический показатель; М — основание масштабности, которое показывает, сколько единиц этого показателя приходится на 1 кв. мм плошади диаграммы. Составляется она так. Сначала проводится осевая линия — основание диаграммы, а затем восстанавливаются перпендикуляры с учетом масштаба.

Составление картодиаграммы на контурной карте сводится к построению диаграмм в границах определенной территории, например в границах крупных регионов России, экономических районов, субъектов РФ.

Половозрастная пирамида позволяет наглядно анализировать соотношение полов по возрастным группам населения. Строится она следующим образом. По вертикальной оси через равные промежутки откладывается возраст (в виде возрастных интервалов; например, 0-5, 5-10, 10-15 и т. д.), а по горизонтальной оси — влево — численность (или доля) мужчин, а вправо — женшин (в одинаковом масштабе). Для каждой возрастной группы строят свою линейную диаграмму и как бы «нанизывают» их друг за другом снизу вверх — от основания пирамиды до ее вершины (рис. 3). По форме такой пирамиды можно определить особенности возрастной структуры населения, выявить особенности соотношения полов в различных возрастных группах. Считанные с половозрастных пирамид количественные данные о соотношении полов и возрастных групп населения могут быть использованы для дальнейших расчетов обобщающих демографических показателей (например, коэффициентов демографической нагрузки населения), их анализа и сравнения.

Рис. 3. Половозрастные пирамиды

Возникает вопрос, как обновлять статистические материалы, ведь они довольно скоро устаревают. Для этого существуют статистические сборники, справочники, периодические издания, ресурсы Интернета.

Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географической информации

Геоинформационные системы (ГИС) — это компьютерная база данных, в которой хранится геоинформация в виде карт различного содержания, цифровой и текстовой информации по объектам, нанесенным на эти карты. Информацию можно представить на экране монитора и в виде распечаток любого масштаба, таблиц, графиков, диаграмм по любому из информационных блоков.

По пространственному охвату различают глобальные, общегосударственные, региональные, локальные и городские ГИС. По назначению они подразделяются на ресурсно-кадастровые, земельные, экологические, геологические, морские, учебные и др.

Таким образом, геоинформационные системы (ГИС) — это особые системы, способные на новом техническом уровне осуществить сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку, отображение и распространение данных и получить на этой основе новую географическую информацию. Весьма эффективно, например, использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания на одну и ту же территорию, будь то страна или регион; при установлении различных географических связей.

Обратим ваше особое внимание на возможности и ресурсы Интернета, которые могут быть использованы вами в процессе изучения курса. Они включают в себя:

  • образовательные ресурсы WWW (Всемирная паутина);
  • E-mail (электронная почта);
  • телеконференции.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

  • для поиска дополнительной и обновленной (в том числе статистической) информации к урокам в процессе подготовки;
  • для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т. п.).

Электронная почта может быть использована:

  • для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками из других школ, регионов нашей страны;
  • для взаимного обмена информацией в процессе решения задач дистанционного обучения и телекоммуникационных проектов.

Телеконференции могут быть полезными:

  • при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.

Географические информационные системы. Географическая информация постоянно используется в управлении, планировании, прогнозировании и социально-экономического развития, повседневном быту. На основе географических баз данных (БД) формируются географические информационные системы (ЛС) - созданные с помощью ЭВМ "хранилища" географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. ПС является автоматизированной системой хранения, анализа, представления пространственных данных в виде текста, таблиц, графиков, карт (рис. 2). В состав ПС включаются: ЭВМ, программное обеспечение, пространственная информация в виде картографических данных о природные компоненты, хозяйство, угодья, дороги и др. Они являются автоматизированными системами, которые оперируют пространственно координированной информации. Функционирование ПС осуществляется в такой последовательности: сбор и автоматизированную обработку географической информации, ее пространственная привязка и представление в виде электронной карты на экране дисплея, перевод этой карты в бумажную форму в случае необходимости (например, создание атласов).

По размерам охватываемых территорий ПС делятся на глобальные, национальные, региональные, местные, локальные. Они используются для составления географических карт, кадастров природных ресурсов, инженерных изысканий и проектирования, формирования управленческих решений, их также различают по отдельным объектам и направлениям исследований: географические, экологические, земельные, имущественные, лесопользования, водо ресурсные, рекреационные, туризма и др.

В Институте географии НАНУ разрабатывается многоцелевая Национальная ПС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели региона. В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко исследуются автоматизированные картографические системы на базе цифровых карт, объемные компьютерные модели современных городских ландшафтов Киева.

Важной составляющей ВС является аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и др. Такие ПС называют интегрированными. В их базах данных картографические данные сочетаются с дистанционными изображениями поверхности Земли, они имеют блоки для приема и программы по обработки аэрокосмических материалов. Базы данных ПС формируются из многих источников географической информации. К ним относят учебники, учебные пособия, карты и атласы, научные отчеты по результатам географических исследований, статистические справочники данным о развитии хозяйства страны, энциклопедии, словари, результаты географических исследований, публикуемых в книгах, научных журналах, данные наблюдений, проводимых учреждениями государственных служб: геологической и гидрометеорологической, геодезии, картографии и кадастра, других учреждений и ведомств.

Географические исследования. Важным источником географической информации является экспедиционные исследования, путешествия, краеведческие экскурсии, занятия туризмом, альпинизмом. Полевые экспедиционные исследования бывают экспедиционными и стационарными. Экспедиционными является изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства (геоморфологические, гидрологические, геоботанические, океанические), которыми охватываются большие по площади территории и акватории). Природные и хозяйственные комплексы и регионы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических, природно-ресурсных, природоохранных). Экспедиционные исследования выполняются отрядами ученых по специально разработанным программам и методикам и делятся на три периода: подготовительный, полевой экспедиционный и камеральный (обработка собранных материалов, написание отчета, составление карт). При экспедиционных исследованиях используются аэрокосмические снимки земной поверхности, выполненные из летательных воздушных и космических аппаратов. Аэрокосмические снимки дешифруют - распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения. Взгляд на Землю из Космоса охватывает ее

большие тектонические структуры, пустыни, речные бассейны, районы, труднодоступные для наземных экспедиций. Спутники обеспечивают возможность исследовать динамику и периодичность природных процессов, уникальные явления и объекты (извержение вулканов, пожары, сход снежных лавин, оползни, разломы земной коры, загрязнение атмосферы и др.). С космических высот открывается новый, доселе неизвестный нам мир, новые закономерности природных условий, особенности урбанизации, температурные неоднородности в морях и океанах, лесных массивах.

Рис. 2. Общая схема функционирования ПС

В 1995 г. Запущен первый украинский спутник "Сич-1", оснащенный приборами для дистанционного зондирования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. Украина сотрудничает с космическими агентствами Европейского Сообщества, России, Германии, Франции, Латинской Америки по космическим исследованиям природных ресурсов и охраны природы. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Ими получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, карьеры, абразии, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений и др.

Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них подробно изучаются изменения природных комплексов во времени. В Украине такие научные комплексные физико-географические исследования были начаты академиком Г. Высоцким на Великоанадольском стационаре для изучения влияния гидроклиматичних и грунтовых условий на лесоразведения в степной зоне Украины. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского, Таврического университетов.

Наблюдение за состоянием атмосферы и гидросферы проводятся на гидрометеорологических станциях и постах, на которых работают молодые специалисты по метеорологии и климатологии, гидрологии и гидроэкологии, океанологии. В учреждениях Гидрометеорологической службы Украины работает более 5000 сотрудников. В Украине около двухсот гидрометеорологических, авиа-, аэро- и агрометеорологических станций. По состоянию рек, озер, водохранилищ, морских лиманов проводятся наблюдения на 400 гидрологических постах. Наряду с ними агрометеорологические показатели фиксируются на 150 пунктах, осуществляются озонометрические, радиолокационные исследования формирования облаков, осадков, загрязнение атмосферы, вод, почв.

Наше государство имеет членство во Всемирной службе погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, АГРОПРОИЗВОДСТВЕННОЕ комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность, рекреация. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов, других населенных пунктов. Ими служат также описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

Существенными составляющими географической информации есть карты и атласы. Карты является вторым языком картографии. Картографические изображения передают, воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, точек, фигур) и цветного фона. Комбинации графических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют "читать" карту, пользоваться ею, находить на ней новые факты.

Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Географы и картографы имеют значительный опыт составления комплексных и отраслевых, научно-справочных и учебных атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины Л.Д. Кучмы от 01.08.2000 года "О национальном атлас Украины" создается новый картографический произведение - Национальный атлас Украины. В нем будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины. Национальные атласы являются интегральными картографическими моделями государств как природно-ресурсных и социально-экономических территориальных систем. Национальный атлас Украины должно обеспечивать географической информации государство, ее регионы и их органы управления, научные, образовательные, проектные, производственные и общественные учреждения, помогать распространения географических знаний о нашем государстве, способствовать ее сотрудничеству с другими странами мира.

Географическую информацию продуцируют Институт географии, Институт геологических наук, Институт ботаники, Институт зоологии, Совет по изучению производительных сил Украины, региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины. Разнообразную географическую информацию хранят Национальный естественный музей Украины, областные и районные, городские краеведческие музеи. Географические исследования проводятся научными лабораториями вузов, научными подразделениями природных и природно-исторических заповедников, национальных природных парков, биосферных заповедников. Разнообразная географическая информация есть в статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Результаты научных исследований, описания путешествий, районов Украины и мира приводятся в "Украинском географическом журнале" (основан в 1992 p.), Журнале "География и основы экономики в школе" (издается с 1995 p.), Еженедельнике "Краеведение. География. Туризм "(издается с J996 p.), научных вестниках и сборниках, которые издаются научными учреждениями, вузами, заповедниками, печатаются как материалы научных конференций, географических съездов и др.

Географической информации наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет. Географические по содержанию описания и картины находим в научно-популярной и художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и др.

С помощью условных знаков показывающее расположенные на ней объекты или относящиеся к ней процессы и явления.

Способы изображения объектов на карте

Для изображения на карте объектов используют , которые показывают как географическое расположение объекта, так его некоторую характеристику. Объяснение того, как читать условные обозначения, обычно содержится в легенде карты.

Способ качественного фона подразумевает окрашивание территории с определенной характеристикой в определенный цвет. Таким образом, составляются климатические карты, карты природных зон и т.д.
Способ ареала также подразумевает окрашивание территории в определенный цвет, но в данном случае территории могут перекрываться, в этом случае они окрашиваются полосками разных цветов. Так изображаются карты расселения определенных народов, обитания животных и т.д.

Картограммы — еще один способ изображения объектов, при котором определенные территории (чаще всего — страны) окрашиваются в различные цвета в зависимости от степени проявления того или иного признака. При этом в легенде карты приведена диаграмма, на которой указано, какой цвет, какому показателю соответствует. Так составляются карты обеспеченности природными ресурсами, энергией, карты использования земель и все подобные карты.

Метод изолиний подразумевает отражение информации с помощью линий, соединяющих точки на карте с одинаковыми показателями. Наиболее часто используемые изолинии: изотермы (одинаковая температура), изобары (одинаковое давление), горизонтали (одинаковая высота/глубина). Этот метод используется на физических и климатических картах.

Метод знаков движения подразумевает отражение направления движения с помощью стрелок — например, движения , течений и т.д.

На одной карте могут применяться сразу несколько методов изображения информации. Например, на физической карте метод знаков движения используется для показа морских течений, метод изолиний и картограмм — для отображения абсолютных высот.

Масштаб и его виды

Любая карта составляется с использованием масштаба. Масштаб это отношение длины отрезка на карте к его длине в действительности. Чаще всего масштаб задается в виде дроби, например, 1/20 000, что означает, что 1 см на карте соответствует 20 ООО см, т.е. 200 м на карте. Чем меньше знаменатель дроби, тем крупнее считается масштаб. Вообще масштаб принято разделять на крупный, средний и мелкий. Крупный масштаб -1/200000 и крупнее, его используют при составлении топографических карт и . Средний масштаб (1/200000 — 1/1000000) используют для создания обзорно-топографических карт. Мелкий масштаб (1/1000000 и мельче) используют для создания общегеографических карт.

Измерение расстояний по карте

Расстояния по карте можно измерять с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Если точки находятся на одном меридиане или параллели, удобно воспользоваться . Длина дуги в 1° на любом меридиане и на экваторе известна — 111 км. Длина параллелей уменьшается при движении от экватора к полюсам, существуют таблицы, с помощью которых можно узнать длину дуги в 1° на любой параллели. Таким образом, если две точки находятся на одной широте или долготе, расстояние между ними удобно измерить с помощью градусной сетки.

Расстояние между двумя любыми точками можно вычислить с помощью масштаба, измерив расстояние на карте линейкой и умножив его на величину масштаба. Если нужно измерить длину кривой (например, длину реки или дороги), можно воспользоваться циркулем-измерителем или влажной ниткой. Нитку выкладывают на карте по всему течению реки, повторяя все изгибы. Затем нитку выпрямляют и измеряют. Циркуль устанавливают на небольшое расстояние, а затем «шагают» по всем изгибам реки, считая шаги. После этого подсчитывают расстояние, отмеренное циркулем по карте, и с помощью масштаба находят действительное расстояние между двумя точками.

Важное значение в проведении исследований и написании научно-исследовательской работы приобретают объем и качество общественно-географической информации, которая представляет собой «совокупность знаний и систему данных, отражающих особенности и закономерности территориальной организации общества, функционирования и развития ТОС».

Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественно-географической информации, можно назвать:

– современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования;

– адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования;

– динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа;

– соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность;

– объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций;

– верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники. Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет.

С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.:

– научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.;

– нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения;

– картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде;

– результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений;

– статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования;

– архивные и фондовые материалы;

– электронные источники;

– результаты социологических исследований;

– данные мониторинговых исследований.

Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п.

При этом информация не может быть просто вписана в работу. Она должна быть проанализирована, верифицирована и интерпретирована применительно к данному исследованию. Для выполнения данных операций студент (магистрант) должен использовать время, отведенное на производственные и научно-исследовательские практики. Расширенной целью проведения производственной практики является постановка и решение собственной научно-исследовательской проблемы, формирование умений по применению знаний в области экономической, социальной и политической географии для решения прикладных задач. Именно поэтому производственная практика должна иметь четко определенные цель и задачи, соответствующие теме выбранного оригинального научного исследования на каждом курсе обучения.

В период производственных практик студенты (магистранты) собирают и обрабатывают первичную информацию – статистические данные, картографические материалы, графоаналитические построения, историко-географические сведения, социологическую информацию, разрабатывают методику оригинального исследования и определяют совокупность показателей с целью более глубокого и всестороннего изучения объекта и предмета наблюдения и т.д. Основными местами накопления и хранения географической информации являются библиотеки, научные учреждения, архивы, территориальный отдел Федеральной службы статистики РФ, органы региональной и муниципальной власти, центр занятости населения, различные организации и ведомства.

Теоретическое обоснование проводимых изысканий студент (магистрант) может получить из печатных источников географической информации, которые довольно разнообразны и по содержанию, и по масштабам. Особое внимание следует уделить монографиям как по общественной географии, так и по смежным дисциплинам: физической географии, экономике, социологии, политологии, ресурсоведению, экологии, культурологии, исследованиям в области туризма и др. Концептуальные идеи, важные теоретические положения и практические (прикладные) данные содержатся в других источниках, в том числе сборниках научных трудов, материалах конференций различного уровня, научных докладах и пр. Электронный каталог печатных изданий, составляющих фонд научной библиотеки ПГНИУ, доступен в бесплатном режиме на сайте www.library.perm.ru. Здесь же можно ознакомиться с новыми поступлениями, с научными журналами на иностранных языках, выйти на сайты Библиотеки Конгресса США, Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Всероссийского института научной и технической информации (г. Москва) и др.

Особым источником географической информации является реферативный журнал «География». Он содержит рефераты научных публикаций по различным направлениям географической науки, вторичные информационные материалы (библиографические описания, аннотации, обзоры литературы) во взаимосвязи со справочно-поисковым аппаратом. Для его составления используется свыше двух тысяч различных источников, российских и иностранных. Каждый из выпусков включает примерно по 1500 рефератов. Реферативный журнал «География» издается ежегодно с 1952 г. (12 выпусков в год).

Номера за 1998 – 1999 гг. и с 2009 г. находятся в читальном зале географического факультета, остальные – в научно-библиографическом отделе библиотеки ПГНИУ.

Еще одним важным литературным источником географической информации являются диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Перечень диссертаций и сами диссертации по специальности 25.00.24 (до 2005 г. – 11.00.02) – Экономическая, социальная и политическая география, защищенные в нашем университете, хранятся в отделе периодической литературы библиотеки ПГНИУ. Для работы с ними необходимо оформить письмо, заверенное заведующим кафедрой, на которой обучается студент (магистрант).

При любой работе в поле зрения молодого исследователя попадают новые научные категории, понятия, термины. В этом случае большим подспорьем является разнообразная литература научно-библиографического характера: словари, энциклопедии, глоссарии, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях. Среди них прежде всего необходимо назвать Большую российскую энциклопедию, Большой географический словарь, топонимические словари и др.

Важным источником информации являются наиболее популярные научные географические журналы, сборники научных трудов, периодически издаваемые научными и образовательными учреждениями. В них публикуются новаторские статьи теоретического, методологического и прикладного характера. На протяжении многих лет ежегодно издавались сборники научных трудов Тартуского, Пермского, Тюменского и других университетов. Мировую известность получили географические журналы: «Известия РАН. Серия географическая» (г. Москва), «Известия Русского географического общества» (г. Санкт-Петербург), «География и природные ресурсы» (г. Иркутск, журнал Института географии СО РАН), «География в школе», «США и Канада: экономика, политика, культура», «Япония», «Азия и Африка сегодня» (издание Института Азии и Африки РАН) и др. Не менее популярны географические журналы, издаваемые в ведущих университетах страны: Московском, Санкт-Петербургском, Воронежском, Пермском, Смоленском, Башкирском, Удмуртском и др.

Важная информация содержится в периодических изданиях по смежным наукам: экономике, социологии, политологии, экологии: «Мировая экономика и международные отношения» (издание МГИМО (У) МИД РФ), «Российский экономический журнал», «Вестник экономики», «Полис» («Политические исследования»), «Социс» («Социологические исследования»), «Эксперт» и др. Список журналов по географической и смежной тематике, имеющихся в научной библиотеке ПГНИУ, указан в прил. 2.1.

При поддержке федеральных министерств и ведомств издаются журналы по отдельным отраслям экономики: «Нефть, газ и бизнес», «Уголь», «Автомобильная промышленность» и др. В них исследователь может почерпнуть информацию о последних технических и технологических разработках отечественных и зарубежных ученых. Здесь же содержатся некоторые данные относительно производства, потребления, себестоимости, экспорта-импорта товаров и услуг.

При написании работ по страноведческой тематике помощь могут оказать журналы «GEO», «Вокруг света», «National Geographic Россия», «Туризм», «Живописная Россия» и др., содержащие большое количество научно-популярной информации по отдельным регионам России и мира.

Важно отметить, что в последнем номере большинства журналов указываются все материалы, опубликованные в течение календарного года. Часть этих журналов находится в читальном зале географического факультета ПГНИУ.

Другой вид периодической печати – газеты – также могут включать интересующие географа сведения – так называемую текущую информацию. Особенно примечательна в этом отношении газета «География», являющаяся методическим изданием для учителей географии, экологии и природоведения (издается с 1992 г.). Среди центральных газет выделяется «Российская газета» – официальное печатное издание Кремля (Правительства РФ). В ней находят отражение события как внутрироссийской, так и международной жизни. Довольно информативными являются и специальные выпуски газеты, посвященные отдельным регионам, странам или видам экономической деятельности. При проведении географических исследований на микро-, топо- и наноуровнях большое значение могут иметь местные газеты, издаваемые муниципальными органами власти. Они охватывают весь спектр жизнедеятельности населения на четко локализованной территории, и в этом плане они незаменимы.

Специфическим видом информации являются нормативные и законодательные документы, в т.ч.:

– международно-правовые акты (Конвенция о правах человека, Киотский протокол, Морская конвенция ООН, Договор об Антарктиде и др.);

– Конституция РФ, конституции и уставы регионов – субъектов РФ; конституции конкретных стран;

– межгосударственные пакты;

– декларации, федеративный договор;

– кодексы, федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальных образований;

– акты Президента РФ, председателя Правительства РФ;

– ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию;

– акты, законы, постановления палат Федерального собрания РФ;

– акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

– уставы муниципальных образований и др.

Со всеми перечисленными видами нормативных документов студенты и магистранты могут ознакомиться при помощи программы «КонсультантПлюс», доступ к которой имеется в читальном зале, компьютерном классе географического факультета и на кафедрах.

Важность использования законодательной и юридической литературы в общественно-географических исследованиях объясняется необходимостью установления юридических рамок научных изысканий, определения официального статуса того или иного реально существующего объекта, официальной оценки того или иного процесса. Общественно-географические исследования опираются на юридические нормы и следуют им. Однако результаты исследований могут служить важным фактором внесения изменений (дополнений), улучшения, совершенствования нормативов и их воплощения на практике в общегосударственном, региональном или муниципальном развитии.

Помимо литературных источников в научно-исследовательских работах по экономической и социальной географии большое значение приобретают картографические и графические материалы.

Последние в лаконичной, удобной для чтения форме могут вмещать в себя большое количество географической информации.

Преимущество картографического материала перед текстовым состоит в том, что карта представляет собой наглядную (генерализованную) модель территории. Она отличается лаконичностью и информационной емкостью. На карте отображаются связи между географическими объектами, явлениями, процессами в динамике или статике. Текстовая информация не может дать исследователю больше того, что в ней написано. Карта же может иллюстрировать причинно-следственные связи и территориальные различия. Картографические материалы позволяют наиболее полно диагностировать социальные, экистические, экономические, планировочные, сервисные, политические, экологические явления и процессы. Использование этой информации происходит в процессе визуального и измерительного анализа карт, раскодирования и снятия информационных данных. Именно поэтому такого рода материалы обычно включены в литературные источники. Однако некоторые карты или картосхемы, имеющие тематическую однородность, могут издаваться в виде атласов или тематических сборников. Например, «Национальный атлас России» (т. 1–3), «Социально-экономическая география мира» (авт.: В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова. М., 2006), «Регионы России» (авт.: А.Л. Чепалыга, И.В. Чепалыга. М., 2006).

Большое количество карт-анаморфоз, которые отчетливо показывают диспропорции мирового развития, размещаются на сайте www.worldmapper.org в свободном доступе (на английском языке).

Графические материалы также несут важную информацию, отражающую статику и динамику социально-экономических процессов. Графики и диаграммы дают наглядное представление о состоянии и тенденциях функционирования территориальных систем и могут рассматриваться в качестве источников диагностирования и прогнозирования их перспективного развития.

Картографические и графические материалы могут служить отправной точкой исследования, импульсом научного изыскания. Имея в своем методическом исследовательском арсенале необходимые подходы и методы, информационные ресурсы и общие знания о протекании процесса или природе явления, специалист в области социально-экономической географии способен правильно оценить и выявить тенденции развития, увидеть перспективное состояние объекта. Результатом этих изысканий может быть также карта или серия карт с подробной расшифровкой закодированной информации.

Проведение научно-исследовательских работ невозможно без использования статистических данных, характеризующих количественные закономерности жизнедеятельности территориальных общностей людей во всем их многообразии (экономическом, социальном, политическом, духовном, культурном развитии, природном окружении) в неразрывной связи с их качественным содержанием.

При глобальных исследованиях широко используется международная статистика, издаваемая ООН и ее специализированными организациями, Международным валютным фондом, Всемирным институтом ресурсов, Всемирной торговой организацией, Евростатом и др. Среди ежегодных сборников необходимо назвать «Human Development Report», выпускаемый Программой развития ООН, «State of World Population» (издатель – Фонд народонаселения ООН), «World Development Report», «World Development Indicators», «Economic and Social Survey» (Всемирный банк), «Report on the World Social Situation» (Департамент по экономическому и социальному развитию ООН), «World Resources» (Всемирный институт ресурсов), «State of Food and Agriculture» (ФАО) и проч. Эти и другие доклады находятся в бесплатном доступе на сайте ООН (русская версия) – http://www.un.org/russian/esa/surveys.htm.

Большой объем статистической информации, обновляемой ежегодно по более чем 100 показателям, содержится на официальном сайте ЦРУ США – www.cia.gov в разделе «Factbook» (на английском языке). Классификация стран по уровню социально-экономического развития ежегодно размещается на сайте Международного валютного фонда – www.imf.org в разделе «World Economic outlook». Финансовые показатели развития стран мира отражены на сайте Всемирного банка (www.worldbank.org) в ежегодных докладах Global Development Finance. Статистические данные по международным торговым отношениям ежегодно обновляются на сайте Всемирной торговой организации (www.wto.org) в разделе «Resources».

Среди российских научно-исследовательских институтов, которые занимаются исследованием международных вопросов и публикуют некоторые статистические данные, необходимо назвать научные организации, входящие в состав РАН: Институт мировой экономики и международных отношений, Институт США и Канады, Институт Европы, Институт Латинской Америки, Институт Дальнего Востока, Институт социально-экономических проблем народонаселения, Совет по изучению производительных сил (СОПС) и др.

При изучении процессов развития и территориальной организации Российской Федерации и ее регионов широко используется информация статистических сборников: «Российский статистический ежегодник», «Регионы России», «Россия в цифрах» (выпускаются ежегодно), «Социально-экономическое положение России» (выпускается ежемесячно, в целом по стране и по отдельным федеральным округам) и др.

Отраслевая статистическая информация, публикуемая Федеральной службой государственной статистики РФ (информационный сайт – www.gks.ru), содержится в сборниках «Транспорт в России», «Туризм в России», «Здравоохранение в России», «Малое предпринимательство в России» и др.

Географические исследования населения, геодемографической обстановки, систем расселения, условий и уровня жизни людей обычно опираются на статистическую информацию, содержащуюся в отчетах, публикуемых после всероссийских переписей населения (сайт ВПН 2002 г. – www.perepis2002.ru, сайт ВПН 2010 г. – www.perepis-2010.ru), статистических сборниках типа «Демографический ежегодник России», электронной версии журнала «Население и общество» – «Демоскоп-Weekly» (доступ в Интернете – www.demoscope.ru) и др.

Федеральная служба госстатистики РФ готовит также сборники, касающиеся взаимоотношений России и ее партнеров, например: «Россия и страны СНГ», «Группа восьми в цифрах», а также сборники по федеральным округам.

В региональных исследованиях используются статистические данные, публикуемые в ежегодных статистических сборниках субъектов РФ.

Территориальным органом Федеральной службы статистики РФ по Пермскому краю (информационный сайт – http://permstat.gks.ru) ежегодно издаются следующие статистические сборники: «Статистический ежегодник Пермского края», «Экономическое и социальное положение Пермского края». Кроме того, значительными тиражами выпускаются сборники «Муниципальные образования Пермского края. Основные социально-экономические показатели», «Промышленное производство Пермского края» (издаются ежегодно), «Пермский край: социально-экономические итоги» (выходит в свет ежемесячно) и др.

Статистические данные о состоянии окружающей природной среды и мероприятиях, направленных на поддержание благоприятной экологической ситуации, можно почерпнуть из ежегодных отчетов «Состояние и охрана окружающей среды Пермского края», «Состояние и охрана окружающей среды г. Перми» (с 2000 г. доступны на сайте «Природа Пермского края» – www.permecology.ru).

Статистическая информация отраслевого характера содержится также в ежегодных отчетах о деятельности промышленных и транспортных предприятий, размещаемых на интернет-сайтах компаний.

При проведении микрогеографических исследований статистическую информацию можно получить с помощью полевых (эмпирических) исследова­ний. Наиболее распространены экспедиционные исследования, в ходе которых происходят первичные «полевые» наблюдения и сбор первичной информации о процессах функционирования территориальных систем. Они осуществляются при изучении географии населения, аграрного производства, строительной индуст­рии, транспорта, сферы обслуживания, рекреационных систем и т.д. Для прове­дения подобных исследований сотрудниками кафедры социально-экономиче­ской географии выработана специальная методика, которая не потеряла значимости и в современных условиях. Статистическую информацию в дан­ном случае можно получить непосредственно на предприятии, в организации, местных органах ЗАГС, в домоуправлениях, муниципалитетах или путем про­ведения самостоятельного наблюдения.

Субъективную информацию исследователь может получить при проведении социологических опросов, интервьюирования, анкетирования. Социологические методы позволяют получить и проанализировать мнение респондентов, которые являются местными жителями (т.н. информация из первых рук). Это качественная информация, которая, тем не менее, не может считаться объективной, т.к. зависит от большого количества непосредственно влияющих на нее факторов (прежде всего, связанных с человеческой индивидуальностью).

Однако данные соцопросов и анкетирования – важный источник информации в рекреационной, туристской, медицинской, поведенческой, социальной, электоральной географии. Они незаменимы в изысканиях, не поддающихся количественному измерению (например, в исследованиях образа жизни, имиджа территории, уклада и быта народов и этносов и др.), при построении когнитивных и ментальных карт.

Анкетирование предполагает наличие готовой анкеты, которую опрашиваемые заполняют самостоятельно. Поэтому сформулированные вопросы должны быть понятными для населения. В то же время они должны соответствовать теме исследования, а ответы – давать полную информацию об изучаемом явлении или процессе. Поэтому формулировка вопросов должна быть краткой, предельно ясной и удобной для кодирования данных с целью их анализа. Следует также обратить внимание на композицию анкеты и компоновку вопросов. Выборка респондентов должна быть репрезентативной, т.е. соответствовать численности населения местности, ее половозрастному, профессиональному, образовательному составу.

Проведение интервью требует особой подготовки исследователя, который не должен навязывать собственного мнения и высказывать свои суждения. При этом следует обратить внимание на обстановку, в которой происходит беседа, а также на состояние собеседника. Интервью часто проводят повторно с целью определения изменения ситуации или позиции собеседника.

Важно отметить, что некоторые исследования могут быть построены на сопоставлении и противопоставлении количественной (статистической) и качественной (данных соцопросов) информации. Подобные изыскания направлены на выявление несоответствий реальной ситуации той, которая описывается в официальных источниках. В этом случае выявленные факты сами служат источником географической информации о состоянии и развитии ТОС или ее отдельных структурных элементов.

Другим источником эмпирической информации являются туристские походы и путешествия, в ходе которых происходит знакомство с разными странами, регионами, национальным наследием и т.д.

Незаменимым источником историко-географической информации служат архивные и фондовые материалы. В архивах можно обнаружить сведения о социально-экономическом, политико-административном, демографическом, культурном состоянии той или иной территории на определенный исторический период.

Государственные архив Пермского края (ГАПК, интернет-сайт www.archive.perm.ru) является хранилищем более 1 млн различных документов на бумажных, фото- и электронных носителях, относящихся к экономике, социальным отношениям, демографическим особенностям развития Пермского края с XVIII в. до нашего времени. В ГАПК хранятся картографические и топографические материалы. Данные по истории, экономике и жизни населения региона в XX в. могут быть получены в Пермском государственном архиве новейшей истории (ПГАНИ, интернет-сайт www.permgani.ru). Работа в государственных архивах подчиняется определенным правилам, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем посетить учреждение. Количество и качество получаемой информации зависит от правильного оформления запросов. Частичная информация о хранящихся в архивах документах размещена на официальных интернет-страницах. Более полную информацию можно получить из тематических сборников с перечнем документов в самих архивах. Работа с документами, как правило, разрешается только на следующий день после оформления запроса.

Фондовые материалы хранятся в архивах, научных учреждениях, а также в личных библиотеках ученых, путешественников, краеведов и др. Это могут быть научные отчеты, полевые дневники, диссертации, дипломные работы, рукописи научно-исследовательских статей и т.д.

Дипломные работы, выпускные квалификационные работы бакалавров и магистерские диссертации, защищенные на кафедре социально-экономической географии с 2007 г., выдаются для пользования студентам (магистрантам) после соответствующего запроса. Использование данного источника географической информации целесообразно в самом начале исследования для того, чтобы ознакомиться с уже имеющимися наработками в исследовательском поле, четко определить пространственно-временные границы самостоятельного научного поиска, уточнить какую-либо другую информацию. В этом случае в тексте научно-исследовательской работы необходимо сослаться на фондовые материалы кафедры.

Новые информационные возможности несет компьютеризация исследовательского процесса, которая стала возможной благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Интеллектуализация труда человека, превращение информации в предмет моментальной передачи, длительного хранения и активного практического использования рождают спрос на создание электронных источников информации.

Среди последних выделяется глобальная информационная сеть Интернет, позволяющая в наиболее короткий временной период получить необходимую информацию. Механизм поисковых машин (многоязычные: Google, Yahoo!, Inktomi, AltaVista, Alltheweb, Bing, DuckDuckGo; русскоязычные: Яндекс, Mail.ru, Рамблер, Aport, Нигма, Qip.ru, Генон; англоязычные и международные: AskJeeves, Teoma, MSN, TinEye, Ask.Com, MyWay, AOL, About.Com, EarthLink и др.) обеспечивает открытие большого количества страниц разного времени размещения на различных языках. Уникальность поиска информации в сети Интернет обусловлена ее моментальностью, объемом и конкретной направленностью. При этом важно учесть, что получение максимально точной информации о явлении (объекте или процессе) определяется правильным формулированием поискового запроса. В то же время необходимо помнить о недостатках интернет-публикаций : следует остерегаться избыточности информации, ее необъективности, в связи с чем необходимо осуществлять ее выборку, проверку по официальным источникам.

Среди множества информационных возможностей Интернета необходимо назвать интернет-энциклопедии, в которых любой из пользователей может быть не только читателем, но и создателем новых статей. Уникальная многоязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия» (www.ru.wikipedia.org) содержит более 450 тыс. страниц на русском языке по всем областям знаний (с учетом других языков – более 13 млн статей). Другой популярной электронной энциклопедией является «Кругосвет» (www.krugosvet.ru).

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание, созданное при участии ведущих отечественных ученых: академиков, докторов наук и членов-корреспондентов РАН. Фундаментальность, полнота содержания, широта охвата и разносторонность материалов сделали БЭКМ лидером отечественного рынка информационно-справочной литературы.

Формат мультимедиа обеспечивает принципиально новый уровень подачи материала: сочетание текста, фотографий, интерактивных таблиц, трехмерных моделей, схем, аудио- и видеофрагментов делает энциклопедические статьи наглядными, многомерными и увлекательными.

Список наиболее популярных и полезных в общественно-географических исследованиях сайтов приведен в прил. 2.2.

Электронные источники информации не ограничены интернет-публикациями. К ним можно также отнести базы данных геоинформационных систем (ГИС), созданные с их помощью карты, электронные каталоги и атласы. Последние получили в последние десятилетия популярность и широкое распространение. ГИС-технологии позволяют производить различные манипуляции с данными, сочетать различные показатели друг с другом и строить соответствующие карты. Электронные источники географической информации отличаются мобильностью. Среди популярных электронных атласов назовем «Социальный атлас регионов России», содержащий обширную аналитическую информацию и картографические материалы по широкому спектру социально-экономических проблем России и ее регионов, различные интегральные индексы социального и экономического развития регионов РФ (разработан Независимым институтом социальной политики, www.atlas.socpol.ru).

В последние годы стала широко использоваться информация мониторинговых наблюдений. Во многих регионах действуют постоянные мониторинги экологического, социального и политического профиля. Мониторинговая информация чаще всего хранится в региональных геоинформационных системах. Данная информация отличается динамическими свойствами, т.к. собирается регулярно, обрабатывается и хранится на протяжении длительного времени. Динамический ряд информации дает возможность составить представление об изучаемом явлении не только на определенную дату, но и на длительный временной период, а следовательно, выявить тренды развития и предсказать перспективные изменения.

Современные источники информации значительно расширяют возможности общественно-географических исследований и стимулируют научный поиск во всех областях науки.

Сочетание разнообразных географических данных позволяет расширить научно-исследовательскую проблему, провести комплексные изыскания, наиболее достоверно диагностировать сложившуюся геоситуацию на какой-либо территории и распространить тренды развития на ближайшую перспективу. В то же время значительный объем доступной информации ставит перед исследователем проблему ответственности за выбор используемых данных, а следовательно, и конечные результаты научного поиска. Решение данной проблемы может быть найдено в создании национальных баз данных геоинформации, активном использовании геоинформационных технологий и повышении мотиваций проведения научно-исследовательских работ.