Начало учебного года для родителей и детей. Что рекомендуют психологи? Как помочь ребенку хорошо закончить учебный год? Что делать в конце учебного года

До конца учебного года всего 3 месяца, дети уже порядком подустали от учёбы и в дневнике нет-нет, но начинают чаще появляться тройки. Нужно успеть исправить всё до итоговых контрольных, а ведь кого-то впереди ждут ещё и экзамены, к которым надо готовиться, а сил и желания - нет.

Что делать? TutorOnline собрал полезные советы для родителей!

1. Нет такого слова "надо". Да, всё время было наоборот, но сейчас это не сработает. Чем больше вы будете твердить ребёнку "ты должен", "надо", "садись и учи", тем больше протеста это будет вызывать. И даже если ребёнок сядет за книжки, скорее всего, он ровно ничего не выучит.

2. Не "ты", а "мы". Сейчас самое время помочь разделить ребёнку тот груз, который скопился за время учебного года. И говоря "мы", вместо ты должен, тебе надо, ты обязан", вы психологически становитесь на одну сторону с ребёнком. Сколько бы ни было лет школьнику, 8 или 16, ему всегда требуется поддержка и чувство того, что он не один со всеми проблемами. Замените "Иди к экзаменам готовься" на "Нам очень нужно подготовиться к этому экзамену на все сто и мы это сделаем!". Приготовьте ребёнку чая со вкусным бутербродом, пока он сидит за учебниками. И не забудьте сказать, как вы гордитесь им.

3. Определитесь, ради чего это нужно . Зачастую дети теряют интерес к учёбе, потому что считают все эти предметы не нужными, ради чего их учить, тратить силы? Определитесь вместе, какие предметы действительно нужно знать на отлично и зачем. Например, английский язык можно увязать с поездкой в англоговорящую страну. А математика и русский язык станут главными предметами на ЕГЭ, который нужно сдать хорошо, чтобы поступить в вуз мечты.

4. Не ставьте заоблачных целей. Например, если у ребёнка слабенькая тройка по математике и химии, не стоит требовать, чтобы он получил в конце четверти твёрдую пять. Здесь не поможет даже мотивация каким-то подарком или поездкой. Ребёнок объективно будет понимать, что не справится за такой коротки срок. А если всё с самого начала понятно, зачем стараться?

Лучше договориться о том, что нужно выйти на 4-ку, даже если она будет "с натяжечкой". Зато эта цель уже более реальна и за неё стоит побороться.

5. Найдите действительно хорошего репетитора. В данном случае это не тот, кто натаскивает детей на тесты ОГЭ или ЕГЭ, не давая передышки, "зато у него все сдают". Вам нужен преподаватель, который может легко и просто общаться с учеником, объясняя материал так, что его действительно интересно слушать. Поверьте, математика тоже бывает лёгкой и даже смешной. А английским можно увлечься так, что будет сложно вернуться к русской речи! Загляните к нам, заполните заявку на бесплатный урок и мы подберём вам именно такого, хорошего, репетитора по любому из предметов, и вы сами убедитесь!

Начните следовать этим советам уже сегодня и через пару недель вы заметите, что учёба для ребёнка перестаёт быть наказанием и тяжёлой обязанностью! А к концу учебного года вы увидите отличный результат в дневнике!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Караул, устал!

Как сохранить здоровье ребенка в конце учебного года: 10 советов родителям

Солнце светит ярче, природа расцветает, а вот с человеком - все наоборот. Особенно заметен весенний спад самочувствия у детей: они хуже учатся, жалуются на головную боль, усталость. Причины понятны: за долгую зиму организм израсходовал ресурсы, овощи и фрукты почти потеряли полезные витамины, нагрузка у многих детей непомерно велика. А ведь впереди еще конец учебного года с его трудными контрольными, а у кого-то на носу экзамены - переводные, выпускные, вступительные... Как помочь маленьким и большим в этот период? Об этом рассказывают заместитель директора Института возрастной физиологии РАО профессор Валентин Сюнькин и заведующая лабораторией здоровьесберегающих технологий того же института Евгения Бабенкова.


1. Чаще всего утомление накапливается у детей, которые плохо соблюдают режим дня. Весной не поздно выстроить его - чтобы работа чередовалась с отдыхом, чтобы ребенок вовремя, причем в одно и то же время, ложился спать и вставал не в полдень, даже если учится во вторую смену. Соблюдению режима надо научить, а не контролировать его, подобно надзирателю. Тут важны три «само» - самоконтроль, самоанализ, самооценка. Это пригодится на всю жизнь.

2. Вторая причина весеннего недомогания - недостаток движения. Зимой день короток, многим просто не хватает времени погулять, поиграть на воздухе. Сейчас светлого времени прибавилось, поэтому подвижные игры на воздухе, прогулки должны быть ежедневными.

3. У детей физически некрепких или часто болеющих весной нередко возникает сонливость. Не препятствуйте желанию ребенка поспать днем в выходные. Но помните: для младших школьников наиболее благоприятное время сна - от 13 до 15.

Продолжительность отдыха должна быть кратна 45 минутам - таков физиологический цикл сна.

4. Еще одна причина весеннего недомогания - непомерное честолюбие, причем чаще даже не самого ребенка, а его родителей. Такие дети непременно должны все делать наилучшим образом, везде и во всем быть первыми - а резервов не хватает. Снизьте планку своих требований, дайте ребенку возможность от чего-то отказаться, а что-то выполнять по минимуму. Невозможно везде быть первым.

5. Дети, как и взрослые, делятся на два основных психологических типа: «спринтеры» и «стайеры». Эти особенности формируются уже лет в 7-8. Первые все делают быстро, часто меняют занятия, импульсивны, порывисты. Вторые медлительны и основательны, если врабатываются в какое-то дело, то не могут быстро выйти из него. Понаблюдайте за своим чадом и выстройте его режим в соответствии с индивидуальностью. Если будете требовать поведения, противоположного его природе, то добьетесь того, что ребенок станет невротиком. Уважайте его индивидуальность. Старайтесь его понять.

6. Многие родители жалуются на то, что ребенок ленив. Однако проблема не так проста. В принципе лень ребенка, появляющуюся время от времени, надо уважать. Возможно, ему просто неинтересно то, чем он должен заниматься, и протест выражается в форме лени. Возможно так же, что это - желание оградить себя от чрезмерных энергетических затрат. А вот если ребенок ленится всегда и во всем - это тревожный симптом. Значит, что-то неправильно в условиях, которые его окружают. Проанализируйте, каковы ваши требования к нему, когда и в связи с чем он стал лентяем. Если самим понять причину не удается, стоит обратиться к специалисту.

7. Нередко в конце учебного года у детей возникает или обостряется конфликт с каким-то педагогом. Далеко не всегда повинен в этом ученик. Учителя - живые люди, они тоже устают, иногда могут быть несправедливы, но ребенку понять это трудно. Дети чрезвычайно остро воспринимают несправедливость. Ваша задача - помочь выйти из этой ситуации достойно. Наилучший вариант - избежать обострения конфликта, погасить его разумным компромиссом. Но ребенок должен хорошо знать, что он может рассчитывать на вас, что за него заступятся.

8. Весной важно правильно организовать питание. В рационе детей должны быть овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, мясо. Лучше не привлекать ученика к соблюдению постов, для детского организма это небезопасно. Стоит ввести в рацион поливитамины, чай из шиповника, витаминные напитки из клюквы, брусники и т.п.

9. Не стоит в этот период ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии на конкретные продукты. Сладкое - поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу. Во-первых, шоколад - источник калорий, а во-вторых, вещества, со держащиеся в натуральном шоколаде, снимают стресс.

10. Если у ребенка нарушен сон, ни в коем случае без консультации с врачом не давайте ему снотворного. Лучше 30-40 минут погуляйте вместе перед сном. Потом пусть он примет теплый душ, выпьет стакан теплого молока с ложкой меда. Посидите рядом с ним, когда он ляжет в постель, поговорите, приласкайте. Больше всего ребенок в это время, как и вообще, нуждается в «витамине Л» - в вашей любви.

материал подготовила

Фото: Yury Kisialiou/Rusmediabank.ru

Совсем скоро начнутся долгожданные летние каникулы. Но школьники, кажется, учатся из последних сил. А ведь в конце учебного года проводятся контрольные, тесты и многое другое, от которого зависит годовая оценка. Как же поддержать школьника в конце весны?

Прогулки и отдых

Обязательно надо хотя бы час проводить на свежем воздухе. Прекрасно, если ребенок будет гулять и . Если же такой возможности нет, стоит выходить на получасовую прогулку перед сном. Это поможет расслабиться и хорошо заснуть.

Что касается сна, ребенок должен спать не менее восьми часов в сутки. Причем перед сном следует отказаться от шумных фильмов или компьютерных игр. Лучше побеседовать, почитать. Полезно выпить чай с мелиссой или молоко с медом. Если есть желание и возможность, можно устраивать тихий час и среди дня. Например, сразу после школы ребенок может поспать часок и тогда уже приступать к урокам.

В течение дня необходимо не только учиться, но и отдыхать. Делать это можно по-разному. Все зависит от того, чем хочет заняться ребенок. Он может почитать, порисовать, поиграть с друзьями. Но не стоит отдыхать 2-3 часа, а поздно вечером садиться за уроки. Лучше отдохнуть часа 1,5, затем сделать пару уроков и снова отдохнуть полчаса. То есть, отдых и учебу чередовать.

Здоровье и иммунитет

Весной организм нуждается в дополнительных витаминах и минералах. Поэтому в этот период ребенок может чрезмерно уставать, постоянно чувствовать сонливость, апатию. К тому же из-за сниженного иммунитета весной школьника подстерегают простуды и грипп. Как поддержать здоровье ребенка и укрепить его иммунитет?

Прежде всего, нужно скорректировать питание. В меню ребенка должна быть красная рыба, орехи, свежие овощи и фрукты, зелень, морепродукты, мед. Не стоит забывать и про каши. Очень полезно в это время пить травяные чаи и ягодные морсы. А еще весной не стоит ограничивать ребенка в сладком (конечно, в разумных пределах). Горький шоколад, зефир, пастила помогут улучшить работу мозга. Кроме того, можно давать ребенку комплекс витаминов и минералов.

Примерное меню школьника может быть таким:
утром: каша с ягодами и орешками, бутерброд с зеленью и отварным мясом, сок;
перекус: фрукты;
обед: суп, запеченная красная рыба, салат, морс;
полдник: творог с медом;
ужин: омлет с овощами и морепродуктами, кефир;
перед сном: травяной чай с ложечкой меда.

То есть, рацион должен быть сбалансированным и в меню должны быть самые полезные продукты для укрепления иммунитета.

Обязательно в этот период нужно строго придерживаться режима дня. Сон, еда, учеба, отдых, прогулки – все это должно быть вовремя. Не стоит делать уроки до 11 часов вечера или пропускать прогулку. Именно правильный распорядок дня поможет ребенку лучше себя чувствовать и не переутомляться.

Психологические моменты

Очень важен в этот период эмоциональный настрой ребенка. Ведь с одной стороны школьнику необходимо собраться с силами и хорошо закончить учебный год, с другой стороны, и у него недостаточно сил для учебы.

Поэтому необходимо подбодрить ребенка и создать максимально комфортные условия для учебы.

Вот несколько советов:
вовремя гасить конфликты – конец учебного года – не время для ссор. Поэтому важно избегать конфликтов и в семье, и между учеником и учителем;
чаще обнимать и гладить – ребенка нужно чаще обнимать, жалеть, говорить о том, что вы его любите. Даже, если ребенок не слишком стремится к объятиям (особенно это свойственно подросткам), они все равно ему необходимы;
гасить честолюбие в отношении оценок – некоторые дети являются перфекционистами и переживают даже за четверку. Стоит объяснить школьнику, что пара не отличных, но удовлетворительных оценок ничего не изменят в общей картине успеваемости. А значит, надо заботиться о получении знаний больше, чем о получении отличных оценок;
уважать лень – лень является защитной реакций организма на и стресс. Поэтому иногда ребенку нужно дать полениться, но все должно быть в пределах разумного;
снизить нагрузку – возможно, стоит на пару дней или недель отказаться от дополнительных занятий, а больше времени уделить учебе. Однако если ребенок очень хочет пойти на занятия по рисованию, например, не стоит его отговаривать. Вполне возможно, что именно там школьник отдыхает от учебы;
определить, каким образом можно мотивировать ребенка – кому-то помогает угроза лишения долгожданного события, а кому-то необходимо вознаграждение за хорошие оценки.

И еще: если видно, что ребенок очень устал, стоит выбрать один день в неделю (когда нет серьезных уроков или нет контрольных и самостоятельных работ) и прогулять его. Но это можно практиковать крайне редко, иначе школьник поймет, что пропускать учебу можно. Если ребенок действительно выдохся, а впереди еще учиться и учиться, такой отдых поможет ему встряхнуться.

Солнце светит ярче, природа расцветает, а вот с человеком - все наоборот. Особенно заметен весенний спад самочувствия у детей: они хуже учатся, жалуются на головную боль, усталость. Причины понятны: за долгую зиму организм израсходовал ресурсы, овощи и фрукты почти потеряли полезные витамины, нагрузка у многих детей непомерно велика. А ведь впереди еще конец учебного года с его трудными контрольными, а у кого-то на носу экзамены - переводные, выпускные, вступительные... Как помочь маленьким и большим в этот период? Об этом рассказывают заместитель директора Института возрастной физиологии РАО профессор Валентин Сюнькин и заведующая лабораторией здоровьесберегающих технологий того же института Евгения Бабенкова.


1. Чаще всего утомление накапливается у детей, которые плохо соблюдают режим дня. Весной не поздно выстроить его — чтобы работа чередовалась с отдыхом, чтобы ребенок вовремя, причем в одно и то же время, ложился спать и вставал не в полдень, даже если учится во вторую смену. Соблюдению режима надо научить, а не контролировать его, подобно надзирателю. Тут важны три «само» — самоконтроль, самоанализ, самооценка. Это пригодится на всю жизнь.

2. Вторая причина весеннего недомогания — недостаток движения. Зимой день короток, многим просто не хватает времени погулять, поиграть на воздухе. Сейчас светлого времени прибавилось, поэтому подвижные игры на воздухе, прогулки должны быть ежедневными.

3. У детей физически некрепких или часто болеющих весной нередко возникает сонливость. Не препятствуйте желанию ребенка поспать днем в выходные. Но помните: для младших школьников наиболее благоприятное время сна — от 13 до 15.

Продолжительность отдыха должна быть кратна 45 минутам — таков физиологический цикл сна.

4. Еще одна причина весеннего недомогания — непомерное честолюбие, причем чаще даже не самого ребенка, а его родителей. Такие дети непременно должны все делать наилучшим образом, везде и во всем быть первыми — а резервов не хватает. Снизьте планку своих требований, дайте ребенку возможность от чего-то отказаться, а что-то выполнять по минимуму. Невозможно везде быть первым.

5. Дети, как и взрослые, делятся на два основных психологических типа: «спринтеры» и «стайеры». Эти особенности формируются уже лет в 7—8. Первые все делают быстро, часто меняют занятия, импульсивны, порывисты. Вторые медлительны и основательны, если врабатываются в какое-то дело, то не могут быстро выйти из него. Понаблюдайте за своим чадом и выстройте его режим в соответствии с индивидуальностью. Если будете требовать поведения, противоположного его природе, то добьетесь того, что ребенок станет невротиком. Уважайте его индивидуальность. Старайтесь его понять.

6. Многие родители жалуются на то, что ребенок ленив. Однако проблема не так проста. В принципе лень ребенка, появляющуюся время от времени, надо уважать. Возможно, ему просто неинтересно то, чем он должен заниматься, и протест выражается в форме лени. Возможно так же, что это — желание оградить себя от чрезмерных энергетических затрат. А вот если ребенок ленится всегда и во всем — это тревожный симптом. Значит, что-то неправильно в условиях, которые его окружают. Проанализируйте, каковы ваши требования к нему, когда и в связи с чем он стал лентяем. Если самим понять причину не удается, стоит обратиться к специалисту.

7. Нередко в конце учебного года у детей возникает или обостряется конфликт с каким-то педагогом. Далеко не всегда повинен в этом ученик. Учителя — живые люди, они тоже устают, иногда могут быть несправедливы, но ребенку понять это трудно. Дети чрезвычайно остро воспринимают несправедливость. Ваша задача — помочь выйти из этой ситуации достойно. Наилучший вариант — избежать обострения конфликта, погасить его разумным компромиссом. Но ребенок должен хорошо знать, что он может рассчитывать на вас, что за него заступятся.

8. Весной важно правильно организовать питание. В рационе детей должны быть овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, мясо. Лучше не привлекать ученика к соблюдению постов, для детского организма это небезопасно. Стоит ввести в рацион поливитамины, чай из шиповника, витаминные напитки из клюквы, брусники и т.п.

9. Не стоит в этот период ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии на конкретные продукты. Сладкое — поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу. Во-первых, шоколад — источник калорий, а во-вторых, вещества, со держащиеся в натуральном шоколаде, снимают стресс.

10. Если у ребенка нарушен сон, ни в коем случае без консультации с врачом не давайте ему снотворного. Лучше 30—40 минут погуляйте вместе перед сном. Потом пусть он примет теплый душ, выпьет стакан теплого молока с ложкой меда. Посидите рядом с ним, когда он ляжет в постель, поговорите, приласкайте. Больше всего ребенок в это время, как и вообще, нуждается в «витамине Л» — в вашей любви.

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей. Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе. Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Конец последней четверти это всегда напряженное время и для ученика, и для его родителей. Ведь нужно подтянуть все «хвосты», хорошо написать итоговые работы, а времени, как правило, всегда не хватает. Да и настроение не располагает к учебе. Чтобы ребенок перешел в следующий класс с хорошими оценками и позитивным настроем вы должны помочь ему и рационально распределить время и усилия.

Конечно же, в идеале, желание родителей настроить ученика на успешное окончание учебного года должно реализовываться на практике все время. Каждая мама или папа просто обязаны (для блага своего ребенка) разработать индивидуальную схему контроля и поощрения в учебе, и придерживаться ее на протяжении всего времени школьного обучения .

Но если конец последней четверти, как говорится, «на носу» и вы неожиданно узнали о некоторых проблемах или просто хотите помочь школьнику и не пустить процесс учебы на самотек, то мы предлагаем вам испытать на практике наши советы.

Весна – пора веселья, последних усилий и авитаминоза


Казалось бы, последняя четверть ничем не отличается от всего учебного года: количество домашних заданий фактически не меняется, уроки те же, что и раньше, учителя ругаются не больше обычного. Только вот именно в этот период школьники особенно перестают проявлять интерес к учебе, и всячески "отлынивают" от домашних заданий. И на это есть ряд существенных причин:

  • Во-первых, конец учебного года это весна – пора радости и веселья. Все живое инстинктивно пробуждается ото сна, тянется к теплу. Дети не являются исключением, а потому становятся неусидчивыми, более активными и жизнерадостными;
  • Во-вторых, к этому времени ребенок физически и морально устает от практически постоянных умственных нагрузок и психологического стресса, поэтому снижается его трудоспособность и заинтересованность в результатах учебы;
  • В-третьих, свое "черное" дело делает авитаминоз, из-за которого даже самые здоровые и физически активные дети испытывают сложности с концентрацией внимания и проблемы с общим самочувствием.

Чтобы минимизировать возникновение возможных проблем, а также поддержать стремления ребенка к знаниям, родителям очень важно придерживаться нескольких простых правил:


И самое главное, нужно думать не о том, как заставить ребенка хорошо учится, а о том, как начать этот процесс. Если вы поставите ультиматум, это подсознательно вызовет сопротивление. Поэтому объясните практическую важность учебы в целом и хороших оценок в конце года в частности.

Правильная психологическая мотивация – залог хороших оценок


Для каждого ребенка нужно подобрать актуальный стимул: близкую или долгосрочную перспективу чего-то важного для учащегося. Например, настройте ребенка на самомотивацию: «Если я хорошо окончу учебу , мне удастся поступить в престижный ВУЗ и получить высокооплачиваемую профессию», «Если я хорошо окончу учебный год, у меня будут лучшие результаты, чем у других», «В случае успешного окончания четверти родители подарят мне путевку в лагерь».

Постарайтесь внести в учебу как можно больше элементов игры. Это разрядит психологическую обстановку и заинтересует ученика.

Даже такие мелочи как новые цветные ручки, блокнот с любимыми персонажами или актерами, интересные скрепки, магниты, наклейки могут значительно повысить желание ребенка учиться за счет создания непринужденной атмосферы.

Превратите процесс решения задачи в соревнование, игру. Не делайте из домашнего задания пытку, где вы исполняете роль надзирателя, а ребенок дрожащего узника.

Обязательно хвалите ребенка даже за маленькие успехи, но не поощряйте каждую хорошую оценку финансово или материально. Ведь в будущем за его работу начальник не доплатит зарплату просто так. Ученик должен понимать, что учеба сейчас это залог его успешности как человека в будущем. Однако, когда конец учебного года близок, и ребенку нужно активизировать свои силы, поощрение в виде, например, нового телефона, поездки с друзьями, покупки скейтборда станет для него настоящим источником вдохновения.

Рациональное распределение времени, самомотивация ребенка и поощрение – это базовые ступени на пути к успешному окончанию учебного года . Любите и понимайте своего ребенка, поставьте себя на его место, поймите, что его волнует, чем он живет. Если вы станете одним целым, то проблем с учебой и взаимопониманием в семье будет намного меньше.