"государство-основной институт политической системы". Государство как институт политической системы общества (2) - Реферат

5.1. Государство в политической системе общества.

Основные понятия: государство, суверенитет, форма государст­венного устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, монархия, республика.

В разделе 5.1 вводятся понятия «государство», «суверенитет», определяются признаки государства и функции. Для того, чтобы выяснить, что такое государство, необходимо знать, когда и как оно появляется. Государство появляется тогда, когда общество социально дифференцируется, оно выступает механизмом регулирования отношений между классами и механизмом, с помощью которого одни классы подчиняют другие. В основе государства лежит власть, поэтому сущность государства заключается в установлении власти одного класса над другим. Поскольку существуют определенные структуры, при помощи которых осуществляется власть, постольку государство выступает как институционализированный субъект властных отношений.

В разделе 5.2 рассматривается типология государственных устройств в зависимости от формы правления, формы государственного устройства, типа политического режима, приоритетных функций и верховенства власти. При изучении данной темы важно понимать, что монархия и республика относятся к формам правления, федерация, конфедерация, унитарное государство - к формам государственного устройства или административно-территориальной организации, а авторитаризм, тоталитаризм и демократия являются типами политических режимов. Помимо этого, следует знать нижеприведенные определения.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государст­венная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Унитарное государство - это единое государственное образование с доминирующей центральной властью.

Федеративное государство - союз нескольких относительно самостоятельных государственных образований в единое государство.

Конфедерация - союз самостоятельных государств, объединенных для координации лишь некоторых своих функций.

Кроме того, следует обратить внимание на признаки правового и социального государств, понять их отличия. Правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства.

5.1. государство в политической системе общества

5.2. Типология государственных устройств.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является признаками государства:

а) наличие торговых отношений;

б) наличие территории и населения;

в) суверенитет;

г) наличие развитой экономической системы;

д) наличие высокой институализации власти?

2. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государственный суверенитет:

а) независимость высших органов власти от общества;

б) народ является источником власти всех государственных институтов;

в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям государства;

г) право на свержение деспотичного правительства;

д) независимость государства от других государств?

3. Выделите внешние и внутренние функции государства:

а) экономическая;

б) оборонная;

в) дипломатическая;

г) культурно-воспитательная.

4. При какой форме правления законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках монарха:

а) парламентская республика;

б) президентская республика;

в) абсолютная монархия;

г) дуалистическая монархия?

5.Какие выделяют типы государств по административно- территориальной организации:

а) республика, монархия;

б) федерация; конфедерация, унитарное;

6. Соборное государство - это:

а) верховенство духовной власти над светской;

б) верховенство светской власти;

в) гармония духовной и светской властей.

7. Из указанных ниже признаков выберете те, которые характерны для правового государства:

а) правовое государство - государство, где все подчинены закону;

б) в правовом государстве запрещено все, что не разрешено

в) правовое государство - это государство, в котором реализован принцип разделения властей;

г) правовое государство - это государство, эффективно отстаивающее и защищающее свои национальные интересы;

д) правовое государство - государство с многопартийной системой

5.1. Понятие и структура политической системы.

5.2. Функционирование политической системы.

5.3. Типологии политических систем.

5.4. Политическая стабильность и политический риск.

Цели изучения темы

      характеристика системного подхода к политике;

      анализ модели политической системы Д. Истона;

      определение структуры и функций политической системы;

      выявление особенностей и типов политической стабильности и политического риска.

Основные понятия: политическая система, «вход» и «выход», требования и поддержка, институциональная подсистема, нормативная подсистема, коммуникативная подсистема, функциональная подсистема, идеологическая подсистема, политическая стабильность, политический риск.

5.1. Понятие и структура политической системы

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50–60-х гг. XX в. Его использование отражало нарастающее понимание политики как системы. Основателями классической теории политической системы являются американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд.

Данное понятие позволяет трактовать политику как определенную целостность, а значит анализировать способы и формы ее взаимодействия с окружающей средой, различными сферами общества, выявлять способы поддержания равновесия, стабильности в обществе. Оно показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Оно используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

«Политическая система» как понятие показывает:

    как организована власть в данном обществе;

    каковы основные институты власти;

    как складываются отношения между обществом и государством;

    как организован и протекает политический процесс;

    каково состояние политической деятельности;

    каков уровень политического участия и др.

Политическая система – это совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политических и правовых норм , принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Политическая система выступает подсистемой более широкой общественной системы. «Системой» она является потому, что в ней имеет место взаимодействие частей внутри единого целого, «политической» – потому, что это взаимодействие происходит по поводу распределения власти, богатства, ресурсов в обществе. Стержнем политической системы выступает политическая власть, определяющая сущность, природу, структуру и границы политической системы. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные интересы общества, выстраиваются социальные приоритеты.

Политическая система состоит из следующих составляющих (подсистем):

1. Институциональная подсистема, включающая в себя основные политические институты (государство, политические партии), общественные движения, организации, лоббистские группы, средства массовой информации, церковь. Главное место в этой подсистеме занимает государство.

Среди институтов политической системы выделяют собственно политические институты: государство и политические партии, основное назначение которых – осуществление политической власти.

Общественные объединения, организации, профсоюзы не являются собственно политическими институтами. Их влияние на процессы управления обществом и осуществление власти носит косвенный характер. Все эти институты создаются для решения определенных неполитических задач. Но достижение задач так или иначе требует от них участия в политическом процессе. Так, политическое лоббирование заключается в оказании давления на различные органы власти с целью обеспечить интересы конкретных слоев и социальных групп. Лоббирование предполагает определенный прессинг (вплоть до подкупа, запугивания, шантажа) отдельных депутатов, министров, членов муниципалитетов и т. д.

2. Функциональная, т. е. методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима.

3. Нормативная, включающая в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

4. Коммуникативная, включающая все формы политического взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других стран.

5. Идеологическая, включающая в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая культура, политическая социализация). Данная подсистема обеспечивает:

    стабильность политической системы;

    единство различных слоев населения;

    прочность социальной базы политической власти;

    возможность предвидеть реакцию на принимаемые решения;

    преемственность и воспроизводство политических традиций.

Макиавелли – 16-17вв. – дал понятие государства.

В 17-18вв. – оформляются договоры, согласно которым государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей.

В 19в. – Марксистское учение распространилось. Государство возникло, так как была частная собственность и классы.

Существует несколько определенных государств.

Государство – форма организации политической власти, в обществе обладающей суверенитетом.

Государство – исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны. Обеспечивает безопасность и права граждан.

Отличительная черта – суверенность, верховная власть и независимость.

Государственная власть имеет профессиональный аппарат управления вооруженные отряды людей (армию, полицию), то есть государство способно применить принуждение.

Признаки современного государства:

Территория, населения, суверенная публичная власть.

Территория – не разделена, не прикосновенна, неотчуждаема и исключительна, то есть на территории государства господствует власть только этого государства.

Население – полинациональное – человеком сообщество, прожившее на определенной территории и подчеркивающий ее власть.

Суверенитет – самостоятельное верховенство государств на собственной территории.

Формируется аппарат государственного управления, прокуратура, суд.

Публичная власть опирается на право, деятельность особого слоя лиц, профессия которого государственная служба.

Уникальность государства – только у нее свои вооруженные силы, огромные материальные человеческие ресурсы.



Лишь государство представляет все общественность внутри страны и за ее территориями.

Государство выполняет функции:

Внутренние (охрана, права, свободы)

Внешние (защита интересов, участие в решении глобальных проблем).

Формы государства зависят от форм государственного устройства, политический режим.

Форма правления – организация высшей политической власти.

Главный признак формы правления – правовой статус главы государства.

Государственное устройство – понятие для определения взаимоотношений центральных и региональных органов.

Основные формы государственного устройства:

1. Федерация

2. Унитарное государство

3. Конфедерация

4. Союз государств.

Политический режим – форма правления или методы осуществления государственной власти: демократический, тоталитарный.

Признаки правового государства

В 20в. во многих странах сложились государства – правовые, верховенство права в обществе и во всех сферах его жизни.

Верховенство – главный признак правового государства – подчинение закону его органов, должностных лиц, граждан.

Правовое государство отличается от внеправового, качеством законов, они должны быть неотъемлемыми чертами жизни государства.

Свобода не является абсолютной, а имеет меру.

Правовое государство закрепляет свободу людей и их равенство как качество людей, честь, достоинство интересов, их охрана – принцип правового государства.

В правовом государстве устанавливается принципа взаимной ответственности государства и личности.

Правовое государство не мыслимо без принципа распределения власти. Вся государственная власть в полном объеме не принадлежит никому. У каждого своя функция.

Демократия и участие граждан в политической жизни

Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Правовая связь с государством – государство признает и гарантирует его права и свободы, защищает заграницей, а с другой стороны оно выполняет законы и обязанности.

Важные взаимоотношения государства и личности регулируются конституционным правом. Совокупность норм составляет статус.

Его элементы:

1. Гражданство – устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. Гражданин, апатрид, иностранец.

2. Правовой статус.

3. Права, свободы, обязанности.

4. Правосубъектность – включает в себя конституционную правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – способность иметь конституционные права, свободы и нести обязанности, закрепленные в конституции, наступает с рождения.

Дееспособность – своими действиями приобретать права и обязанности, наступает с 18 лет.

Конкретно правосубъектность приобретать и осуществлять права, обязанности, формируется с 18 лет.

Конкретные принципы – закреплены в конституции в соответствии, с которыми осуществляется положение человека, регулируется его правовой статус.

Конституционные права, свободы обязанности человека и гражданина – главный элемент статуса личности, так как их объем, и содержание определяет правовое и реальное положение личности в государстве.

Политическая жизнь общества – сфера общественных отношений, вступая в нее люди, приобщаются к управлению обществом. Участие - инструментальная активность граждан. Они оказывают влияние на формирование и деятельность государственных органов власти и местного самоуправления.

Формы политического участия:

Легальные – осуществляются на основе прав, свобод и обязанности личности.

Не легальные – осуществляются в формах запрещенных законодательными актами, постановлениях (демонстрации, митинги).

По степени интенсивности:

1. Постоянная

2. Эпизодическая

3. Периодическая

Вебер выделил политиков:

1. По случаю – мы избираем.

2. По совместительству – те, кто занимается политикой из необходимости.

3. По профессии – те, кто живет за счет политики.

Политическая социализация – процесс вхождения человека в мир политики, усвоение определенного типа культуры. У личности формируется определенная политические представления, ценности, установки.

Выборы – способ формирования органов местного управления голосованием.

Выборы: государственные, местные, основные, дополнительные, президентские, парламентские.

Избирательное право – нормы регуляции организации и проведение выборов.

Избирательное право:

Активное – ты избираешь.

Пассивное – тебя избирают.

Избирательный процесс – дата выборов, регистрация избирателей, выдвижение кандидатов, проценты результатов.

Известны три системы:

Мажоритарная – при которых избранный – получивший предусмотренное законом большинство голосов. Бывают:

Относительное большинство – если получил относительное большинство по сравнению с другими.

Пропорциональная – при ней распределение мандатов между партиями проводится в соответствии полученным ими количеством голосов, а каждая партия или блок выдвигает свой список кандидатов и подают голоса за один из списков.

Для определения результатов устанавливается минимальное количество голосов.

Смешанная – партии.

Плебисцит – опрос населения о политической судьбе территории, на которой они проживают.

Референдумы: общенациональные, местные, конституционные, законодательные.

    Понятие государства. Теории происхождения государства.

    Структура государства.

    Признаки государства.

    Функции государства.

5. Форма государства: а) форма устройства, б) форма правления, в) политический режим.

1. Понятие государства. Теории происхождения государства.

В политологии тема государства является одной из важнейших как по содержанию, так и в структуре учебного курса. Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти, не охватывая, разумеется, другие институты власти. Государство оказывает воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и одновременно находится под влиянием последних.

Государство - это система институтов и организаций, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Эту задачу государство обычно решает путем принятия законов, указов и иных нормативных актов, обязательных для населения 1 .

Центральная категория политической науки - "polis" ("город-государство"), появившееся свыше двух с половиной тысячелетий назад в Древней Греции включает в себя понятие государства и является исходным для формирования других категорий (например, "политика"). Не случайно оно присутствует в названиях сочинений древнегреческих мыслителей ("Государство" Платона, "Политика" Аристотеля ); великих европейских просветителей ("Государь" Н.Макиавелли , "О духе законов" Ш.Монтескье , "Идеи к опыту установления границ деятельности государства" В.Гумбольдта ); русских революционеров ("Государство и анархия" М.Бакунина , "Государство и революция" В.И.Ленина ), а также современных политологов - С. Липсета (США), М. Хеттиха (ФРГ), отечественных ученых - В. Нерсесянца, В. Зорькина и других исследователей государства.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, надо иметь в виду, что история различных государств в поступательном развитии человечества, а также отражение этого процесса в сознании, теоретической мысли породили множество взглядов, теорий (концепций) возникновения и развития государства.

1. Теократические представления (или теологические, связанные с богословием), рассматривающие государство как проявление божьей воли, как потребность созданного богом человека как существа политического. Отсюда в средневековье монарх, царь рассматривался как посланец высшего существа.

2. Патриархальная теория, она рассматривает государство как большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительством отеческой власти.

3. Теория общественного договора. Преобладала в ХVП-ХVШ вв., изложена в произведениях Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо . Они продолжили развитие идеи древних мыслителей (Платона, Эпикура ), что столкновение интересов людей, "страстей" (чувств, темпераментов) создает угрозу для их существования, поэтому люди приходят к осознанию вручения власти кому-либо для защиты всех в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

4. Теория завоевания, насилия, возникшая в Х1Х в. как перенос идей дарвинизма на человеческое общество. Так, Л. Гумплович, Е.Дюринг рассматривали государство как организацию победителей над побежденными.

5. Социально-экономическая концепция связывает возникновение государства с общественным разделением труда, разделением общества на классы экономически господствующих и подчиненных. Еще Платон выделял три сословия граждан: правителей, стражей, ремесленников, выполняющих различные функции в государстве (правители правят, стражи охраняют государство, ремесленники трудятся). Правители обладают крупной собственностью, ремесленники - мелкой, стражи собственности не имеют. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин рассматривали государство как результат появления частной собственности, сосредоточения ее в руках меньшинства и как потребность этого меньшинства в охране своего экономического господства. Представителями этого направления высказывалась идея отмирания государства либо в результате развития промышленности и науки (Сен-Симон ), либо уничтожения классов (К.Маркс ).

6. Помимо перечисленных теорий есть и психологическая теория , объясняющая истоки государства в человеческом гении (Ж. Бюрдо ). Биопсихологические подходы в анализе политических процессов рассматриваются у современных политологов Р. Мастерса (США), Лоренца (Австрия) и других.

В современной политической науке все более утверждается мысль. Что среди факторов, влияющих на возникновение государства, очень сложно выделить какой-либо главный. Следовательно, истоки государства заключа- ются в целом комплексе факторов.