Великие философы - булгаков сергей николаевич. С.Н.Булгаков

Б улгаков Сергей Николаевич (1871-1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45), "Философия имени" (издано в 1953).

Ранний период

Родился в семье потомственного священника. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги "О рынках при капиталистическом производстве" (1897) и "Капитализм и земледелие" (т. 1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике "Проблемы идеализма" (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием "От марксизма к идеализму" (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения - в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни", сборниках "Вопросы религии", "О Владимире Соловьеве", "О религии Льва Толстого", "Вехи", в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства "Путь", где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный "христианский социалист"). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике "Два града" (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х (монографии "Философия хозяйства", 1912, и особенно "Свет Невечерний", 1917) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга.

Годы революции
Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918). Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-18) и близко сотрудничает с патриархом Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами "На пиру богов", написанными в стиле и духе "Трех разговоров" Соловьева и вошедшими в коллективный сборник "Из глубины" (1918; переиздание 1991). В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает над философскими сочинениями. В "Философии имени" (1920; издано 1953) и "Трагедии философии" (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех пор и становится основной сферой его творчества.

В эмиграции
В 1922 о. Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И. Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30 декабря 1922 он покидает Крым и после недолгого пребывания в Константинополе в мае 1923 занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины о. Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского) выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки. Один из главных отцов-основателей Русского Студенческого Христианского Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове (Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжал его курировать. В 1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологов экуменического движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской конференции "Вера и церковное устройство" в Лозанне. В 1939 у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном Париже продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных усилий), а также работать над новыми сочинениями.

Публицистика
Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. Булгаков - один из главных выразителей "веховства" ("Вехи", 1909, ст. "Героизм и подвижничество") как идейного движения, призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого революционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также и буржуазно-капиталистической идеологии, проекты "партии христианской политики", отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вслед за Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах "На пиру богов" и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости.

Философия и богословие
Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление -высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением "религиозный материализм". Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя - это не только "меон", не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также "земля" и "мать", соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества - земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.

Софиология
Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в "большой трилогии": "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945). Здесь София сближается с "усией", сущностью Св. Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит, что суть его - "поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу" ("Спор о Софии", Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако "спор о Софии" так и не получил окончательного решения. Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

по дисциплине «Философия» на тему:

«РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА БУЛГАКОВА»

Введение

История всей русской философии не раз была предметом анализа исследователей. Первый опыт определения специфики русской философии принадлежит Гавриилу Воскресенскому- профессору Казанской духовной академии. В 1839-1840 годах он опубликовал многотомную отечественную « Историю философии» .

Уже в конце XIX появляются работы таких известных исследователей как: А.И Введенского, А. Ф Лосева, Г.Г Шпета, Б. В Яковенко. Они рассматривали историю и специфику русской философии. Их оценки были неоднозначный, и содержали в себе много критических высказывании. Многие из них находились на позиции евроцентризма и не смогли верно определить роль и значение русской самобытной мысли. Сводя значение философии лишь к гносеологическим проблемам, они делали вывод об отсутствии в России развитой формы философской рефлексии.

Все выше перечисленные исследователи помимо русской религиозной философии, придавали большое значение и русской религиозной философии. Все по-разному относились к русской религиозной философии, но подчеркивали, что она имеет очень большое влияние на философию в целом.

В советский период религиозно ориентированные течения получали негативную оценку, и они рассматривались как « помехи».

Не издавалось никакой литературы, исключением являлись пособия А. А Галактионова и П.Ф Никандрова. Авторы хоть и придерживались марксистского взгляда на историко-философский процесс, в то же время излагали и концепции русских идеалистов, конечно, с критических позиций.

Несмотря на то, что на сегодняшнее время, все трудности остались позади, проявление творческой мощи отечественных мыслителей, русская религиозная философия, ждет целостного анализа.

Соотношение религиозных и философских взглядов того или иного исследователя, сосуществование догматической обязательности со стремлением к свободному философскому исследованию, пути философизации православного богословия, оценка идей русской религиозной философии представителями официальной церкви, взаимоотношение духовно-академической и религиозно-философской традиции и другие важные элементы до сегодняшнего дня изучены недостаточно.

1. Феномен русской религиозной философии

Изучение такого феномена как « русская религиозная философия» предполагает раскрытие этого понятия, выявление его специфики по отношению к « православной мысли» или « православной философии». Наиболее близким к русской религиозной философии является « православная мысль». Это достаточно объемное и не имеющее четкого определения понятие, но можно выделить его широкое и узкое направление.

В первом случае это может быть православно направленные художественные произведения, литературные труды и другие формы проявления духа.

В узком значение слова-взгляды, которые вписываются в контекст догматики, церковной доктрины, которые являются собственно православными. Следует подчеркнуть, что церковность, не значит одинаковость, потому что для православия характерно признание принципа сборности или, по другому, « единства во множестве» .

Следовательно, русская религиозная философия- часть православной мысли, понимаемой в широком смысле этого термина.

В православной мысли можно выделить различные течения: консерватизм, новаторство, модернизм и многие другие.

Для богословия имеется единая основа, но это единство не упраздняет индивидуальных особенностей мыслителей. У каждого своеобразная трактовка. Поэтому в рамка православия могут существовать такие разные мыслители как А. С Хомяков, П. С Казанский, П. А Флоренский, В.Н Лосский и С.Н Булгаков.

При анализе религиозной философии, необходимо изучить два стереотипа, которые устойчиво присутствовали в историко-философских изысканиях.

Первый, как уже отмечалось, связан с европоцентризмом, который неразрывно связан с историей западной Европы. Принятие православия славянским народом, с точки зрения некоторых мыслителей, приводит к застою в сфере мысли, ибо на славянской почве христианство лишена плодотворного влияния, по сравнению с европейцами. Исходя из такой трактовки православия, следует признать, что ничего творчески оригинального, в истории русской религиозной философии, создано быть не может. Стоит отметить, что не только иностранные мыслители, приводили такие выводы, но и ряд отечественных мыслителей, сводились к такому мнению.

По мнению П.Я Чаадева, самостоятельная умственная работа, несвойственна в русском обществе. Естественно, в современном обществе, трактовка была изменена, но суть осталась неизменной. Русская философская традиция- отклонение от магистрального пути развития человеческой мысли.

Тема специфики русской философии, её познавательных и социальных функции,является, по сути, неисчерпаемой. При этом очень важно, какой ценностной ориентации придерживается ученый, анализирующий историю отечественной философии. Например, П. А Флоренский, специально отмечал, что в отличии от естествознания, имеющего дело с делом безразличным к духовной культуре, в исторических науках, и науках о культуре, предметом изучения выступает духовная ценность. Исходя из этого, он находит в русской религиозной философии,совершенно противоположные черты.

Второй стереотип связан с просветительской традицией, рассматривающей эпоху Средневековья, как время « мрачного и тусклого существования» , как своеобразный, летаргический сон интеллекта.

Христианский универсализм, обращенность к людям всех нации не отменяет национальных компонентов, имеющихся в реальной церковной мысли. Следовательно, историческое бытие религии, неразрывно связан с историей того или иного этноса.

Несомненно, ведущую роль в русской религиозной философии играет органическая религия. Она является духовной основой, на базе которой, формируются особенности национальной психологии, культуры. Органическая религия оказывает существенное влияние на процесс развития общества. Она выступает важной интегрирующей силой для этноса, она сплачивает его на основе традиции, сохраняет и развивает национальное самосознание.

Для русских органической религией является православие, в силу этого история отечественного философствования неотделима от истории русского православия. Естественно поэтому, что особенности православия наложили отпечаток на русскую философскую традицию, которого нет в философских школах, ориентирующихся на западное христианство, ибо оба этих направления имеют ряд принципиальных отличия. Поскольку идейной основой отечественной философии является восточное христианство, постольку именно взаимоотношения любомудрия с православием, которое носило различный характер в ходе истории, и определяет периодизацию русской религиозной философии.

Первый этап (XI-XVII)- русская средневековая философия - проходил под доминантым влиянием православных установок; второй этап(XVIII -XIX), в этот период появляется самостоятельная светская философия, прежде всего как часть просветительской идеологии, оппозиционной по отношению к исторической Церкви; третий этап(XIX-XX)- характеризуется созданием самобытной русской религиозной философии, опирающейся на синтез православной традиции с высокоразвитыми формами философского мышления; наконец, современная религиозная философия, представленная, прежде всего как православная философия.

Множество различных исследователей, как русских,так и зарубежных, были заняты поиском правильным течение русской религиозной философии. Как уже было сказано выше, такими исследователями были В.С Соловьев, Н.А Бердяев, Д.А Андреев, Л.Н Толстой, С. Н Булгаков.

Меня очень заинтересовали исследования Сергея Николаевича Булгакова в области русской религиозной философии, поэтому тема моего реферата звучит как « Русская религиозная философия С. Н Булгакова».

Сергей Николаевич Булгаков родился в июне 1871 года в семье священника. Он получил хорошее образование, учился в Ливенском Духовном училище и в Орловской Духовной семинарии.

Помимо этого он окончил юридический факультет Московского университета.

В 1906 годах С.Н. Булгаков окончательно выбирает религиозно-философский путь, принимает участие в знаменитом сборнике "Вехи" , в 1911 году на свет выходит сборник статей "Два града". В 1912 году появляется книга "Философия хозяйства", в которой автор рассматривает всю проблематику политэкономии и социальной философии, с точки зрения философии религии. Продолжением этой работы стала книга «Свет невечерний».

2. Генезис философских взглядов С.Н Булгакова

2.1 Путь от марксизма до религиозного православия

Идейное наследие философских взглядов Булгакова уже давно привлекает внимание и анализируется многими как светскими, так и религиозными исследователями. Но все - таки, существует ряд тем, которые изучены недостаточно. Это такие проблемы как понимание мыслителем богословского творчества, сборности, историософии.

По работам Булгакова становится видно, что философ прошел трудный путь от марксизма к идеализму, а затем к религиозно-провославному миропониманию. Творчество мыслителя можно разделить на три этапа:

До 1903 г- марксистский, характеризуемый интересом по преимуществу к социально экономическим вопросам.

1903-1925г-религиозно-философский.

После 1925г-богословский, связанный прежде всего с экклезиологической и софиологической проблематикой.

Следует отметить, что в марксистский период, когда для него материалистическое понимание истории, является необходимым условием введения « социальных явлении в систему научного опыта» , он признает недостаточную разработанность марксистской социологии.

3.2Религия и марксизм с точки зрения Булгакова.

В дальнейшем, Булгаков, понимал, что поиски аналогии марксизма, оборачивается подрывом веры. Исходя из этого, он опубликовал статью

« Основные проблемы теории прогресса», в котором он выступает против позитивистского и материалистического мировоззрения, так-как человек не может жить одной точной наукой, потому что потребность в «метафизике и религии неустранимы и никогда не устранялись из жизни человека».

Переоценка позиции сопровождалось у Булгакова двумя очень важными выводами.

Во-первых, невозможно установить исторические закономерности, и в логическом порядке описать исторический процесс.

Во- вторых вера в абсолютный смысл жизни человечества приводит к « порочному кругу».

На этом этапе мыслитель Сергей Николаевич Булгаков, начал отходить от марксизма и начал распространять принципы религиозно- идеалистического мировоззрения на онтологию и гносеологию.

Одной из наиболее трудных проблем в философии, решением, которого, занимались очень многие мыслители, является вопрос о соотношении единой природы духа и многоликости мира.

Другими словами, необходимо сказать, как в бытии сочетается единство и множественность, духовная общность и неповторимая индивидуальность.

Тут Булгаков делает упор на софийность мира, которая подчеркивает единый источник всего существующего, которым выступает Бог.

В результате, он, приходит к выводу, что « единство осуществляется только во множестве».

Булгаков вслед за В.С Соловьевым считал индивида « проводником всеединяющего божественного начала в стихийную множественность» .

Однако в человеческой природе проявляется « болезнь бытия», так как она в своей индивидуальной стихии вырывается из софийского единства. Именно этот процесс отрыва личности предопределяет специфику человеческого познания.

Идеалом знания у Булгакова, выступает не рациональная система, которая опирается на аргументы рассудка, а синтезированное образование, которое стремится соединить реальное с идеальным, рассудочное с эмпирическим, материальное с трансцендентным. Выразить суть « организм-идеи» невозможно, поэтому « разум упирается в антиномии» . Антиномизм не должен порождать скептицизм. В этой сфере Булгаков не соглашается с западноевропейской мыслительной традицией, которая ставит « философию выше религии » . Правильное соотношение между ними заключается в том, что « религия, как откровение, как учение не рационалистическое, но догматическое или миротворческое, предшествует философии, поскольку стоит выше нее» . Но, тем не менее, русский мыслитель не отрицает значение науки для общества. С его точки зрения,наука находит свое оправдание, если её рассматривать как « общественный трудовой процесс, который направлен к получению знаний, нужных для существования человека.

3.3Сферы человеческого познания.

По мнению Булгакова, существуют три главные сферы человеческого познания: религиозная, философская и научная. Между ними прослеживается четкая субординация, если двигаться снизу вверх, то это путь от науки через философию к религии.

Следовательно, богословская, философская и научная сферы познания, для того чтобы выполнить свое предназначение, то есть сделать человека « причастным софийным началам» должны иметь не только гносеологичекие, но и определенные ценностные ориентиры. Для Булгакова эти ценностные ориентиры задаются православием.

3.Богословско-философские темы Булгакова

В послереволюционный период Русская православная церковь оказалась в очень не простом положении. Беспрецедентное давление тоталитарной власти, привело к тому, что многие образованные верующие отреклись от религии. К тому же, массовые эмиграции, за рубежом оказались многие видные священнослужители. Все это приводит церковь к образовательному спаду. В церкви остались лишь те, которые не мыслили своей жизни вне православия. В послереволюционные годы преобладали сторонники православного консерватизма.

Следует так же отметить, что массовые, необоснованные репрессии, которые обрушились, на представителей церкви, практический исключили богословское творчество из духовной жизни.

За границей, в условиях инословного окружения и на фоне тех изменений, которые были в Советском союзе, остро встал вопрос о « верности православному церковному преданию».

При решении таких проблем в зарубежном православии выявили два подхода.

В первом случае предание понимается как неподвижное и неизменное состояние веры.

Во втором случае предание понимается « как живущее и развивающееся в истории» учение.

С точки зрения Булгакова, отечественные представители претендуют на « выражение полноты православного учения», однако в действительности вера, не может охватить все стороны нравоучения. Тогда мыслитель, обращается к термину теологема.

3.1 Теологема и догматика

Теологема, то есть, частичное богословское мнение, и она не должна претендовать на безошибочность и всеобщую обязательность. По словам Булгакова « область догматики не должна совпадать с наличными догматами» . Из этого следует, что догматика должна опираться не только на символ веры, но она может « восполняться из других источников, помимо из прямых и обязательных догматических определении» .

Этот процесс предполагает искания догматики, то есть борьбу богословских мнений, которые существует уже достаточно долгое время.

В связи с этим возникает несколько вопросов: о критериях богословской истины, о догматическом развитии, о соотношении догматизма и богословского мнения.

Сергей Николаевич Булгаков глубоко изучал эти проблемы, он понимал, что вопрос об истинности того или иного церковного положения, то есть вопрос о непогрешительном авторитете Церкви представляет собой исключительную трудность в постановке и обсуждении и,может быть невозможность для окончательного теоретического развития.

Католики, приписывают высший авторитет в вопросах вероучения и приписывают непогрешимость римскому папе. Протестантизм же объявляется религией возродившейся личности, то есть, через свое обоснование, найти себя и через себя стать церковью.

Булгаков подчеркивает « что протестантизм оказывается « эго-папизмом, в котором каждый….хочет быть для себя папой притязая, следовательно, на непогрешимость в делах веры» . У Булгакова критика католицизма и протестантизма во многом опирается на аргументы, которые выдвинул А.С Хомяков. Все их рассуждения сводятся к тому, что папизм и протестантизм во многом схожи друг с другом, несмотря на имеющиеся различия.

Помимо этого, при оценке православия, Булгаков так же опирается на доводы А.С Хомякова. Он считает сборность высшим проявление религиозного сознания, определяя ее как « единство во множестве». Для него слова сборность и истинность совпадают, быть сборным - значит « быть в истине, а значит познавать её» . Эти принципы, наиболее адекватно, а выраженные в православии, но они противостоят католическому авторитаризму, так и протестантизму. Поэтому непонимание православной церковности, исходит из игнорирования соборности при рассмотрении догматических исканий.

Сложность раскрытия соборности, состоит в том, что « понятие языка, не вполне выражает сущность познаваемого», к тому же проявления « единства во множестве » многообразна в религиозной сфере. Наиболее общая классификация церковной соборности, по мнению Булгакова, является выделение в ней внешней, количественной и внутренней, качественной.

Внешнее понимание соборности обращает внимание на связь церкви с соборами, то есть « определяя церковь как содержащее учение всеселенских и поместных соборов» . Оно так же подчеркивает мысль о том, что « церковь собирает, включает в себя все народы и простирается на всю вселенную».

Поскольку и соборы и география распространения христианства зависят от исторических условий, от духовных запросов того времени. Внешнее проявление соборности проявляется человеческим фактором.

Внутренне, в определении соборности делается акцент на то, что она очень близка к истине. Эта истина имеет трансцендентный характер, она не зависит ни от каких условий,человеческих жизней.

Качественная сторона соборности имеет в своем основании учение о Троице: Бог един и в то же время существует в трех ипостасях, каждая из которых обладает определенными качествами. В Троице « единство во множестве» находит свое наиболее полное, абсолютное выражение, поэтому « Святая Троица есть предвечная соборность» . В ней содержится вся полнота самораскрытия. И в то же время вся «полнота единства». При этом «в Святой Троице совершается то,что невместимо для тварного сознания» , так как проявить её идею, раскрыть её содержание невозможно.

3.2 Явление Соборности

Для Булгакова соборность является свойством, уходящим в « самые недра церковной жизни», и в этой связи к ней нельзя приобщиться при помощи рационалистических построении. При определении соборных истин, необходимо преодолеть противопоставление субъекта и объекта познания.

Православная духовная традиция подчеркивает, что истина это норма бытия, и лишь потом норма сознания. Только при таком подходе можно понять евангельское положении о церкви как столпе и утверждении истины. Поэтому познание соборных истин означает жизнь и существование в истине. Такой подход делает возможным и существенным связь соборности и онтологизма - двух характернейших особенностей русского менталитета. Та истина, которая не преобразует бытие, не может быть названа соборной, и, напротив, « ускоренность истины церковной народ» свидетельствует о её соборном характере.

Внешнее количественное, и внутреннее, качественное стороны соборности несуществуют изолированно друг от друга. Они взаимосвязано как сущность и явление. При этом сущность, отдана человеку на века, явление же носит исторический характер. Известно, что православная догматическое богословие особое значение в раскрытии вечных истин и веры, отводит вселенским собором.

Булгаков стремится внести уточнения в понимании роли вселенских и поместных соборов в жизни восточного христианства. В православии есть опасность диктовать соборные решения как внешний непогрешимый авторитет в делах веры. В этом случае православие сходится с католицизмом, но только вместо непогрешимости папы, объявляется непогрешимым мнение епископов. В обоих случаях, критерии церковной истины находится во вне. Соборная истина принадлежит всему народу и принимается верующими, не по велению собора, а в качестве выражения воли и сознания все церкви. Другими словами, все соборы имеют значения в качестве средства пробуждения и выявления церковного сознания.

Таким образом, по мнению Булгакова, православие не может и не должно знать внешнего вероучительного авторитета. Критерии истинности вероучения может принадлежать только всей полноте экклесии, и в результате станет понятным то, что « церковность есть истинность, а истинность есть церковность» . С точки зрения рационализма, такие тезисы образуют «порочный круг» доказывает то же через то же.

Однако как считает русский мыслитель « этот круг…есть естественный и неустранимые свойства суждения онтологического» .

Отрицание внешнего авторитета, ведет Булгакова к своеобразной трактовке догматов. Ортодоксальное богословие, как уже отмечалось, понимает догматы, значение непререкаемой бесспорной истины, имеющей абсолютный авторитет и не подлежащей критике. Исходя из такой установки, именно символ веры становится критерием истинности церковной мысли, и церковной жизни в целом.

Для Булгакова, догматы, не могут оцениваться как высшая вероучительная формула. Поэтому он считает, что, говоря о догматах, приходится иметь в виду не истинность тех или иных формулировок и определений, а правильность или неправильность их переживаний, которая заложена в основе. Речь идет о принижении догматического начала в церкви. В этом плане Булгаков продолжает линию М. Тареева, который декларировал первичность « мистического опыта верующего субъекта» перед догматическими установками. Следовательно, и для Тареева и для Булгакова, догматические формулировки образуют сферу вторичных явлении, однако если у первого они опираются на индивидуальный опыт, то у второго на соборный общие церковные начала. Исходя из этого, Булгаков считает, что догматика должна стать наукой свидетельствующей о содержании религиозной жизни и её внутренних фактов и самоопределении. Сам же « догматический инвентарь» , то есть внешняя форма выражения веры, хотя и должен изучаться, но нельзя преувеличивать его значение в религиозной сфере. К тому же, для мыслителя догматы не претендуют на полное выражение церковного самосознания, они являются лишь его частью. Поэтому соборность церковная неизмерима, богаче по содержанию всего того, что выявлено… в церковном учении. В данном подходе есть определенная опасность, так как он содержит возможность субъективных искажении православного нравоучения. Если догматической ясности нет, то появляется соблазн навязать церкви какое - либо мнение, которое не является благодатным. Церковная традиция, признавая факт отсутствия догматических формулировок, в то же время всегда подчеркивала необходимость соотносить, все явления церковной жизни с догматическими началами. Церковное придание становится таковым лишь тогда, когда согласуется с догматическими установками, вытекает из них.

Философ сам понимал, что его положения очень уязвимы, с точки зрения церкви. Булгаков считал, что если православие сведет сохранение своего духовного богатства к закончено категорической форме, то именно тогда наступит оцепенение церковной мысли. Догматическое развитие проявляется в раскрытии истин веры в истории, их уразумении в церковном опыте, который своеобразен для каждого верующего.

По мнению мыслителя, принятие догматических истин в православии, должно быть не внешним, т.е навязанным церковью, а внутренним и свободным. Но, в то же время свобода верующего должна быть соединена с церковной дисциплиной и послушанием.

Таким образом, отличие католического авторитаризма и протестанского личного произвола православие предлагает свободное избрание истины, и тем самым преодолевая ограниченность индивидуального сознания, происходит качественно новое состояние-многоединство.

Анализ проблем догматического развития затрагивает вопросы соотношения устойчивости и изменчивости в вероучении, взаимодействия церковной традиции и богословского творчества. Церковная соборность, как уже выяснилось, по мнению Булгакова, содержит ноуменальный и феноменальный характер.

Первый уровень связан с деятельностью Троицы. Внутренняя, сущностная соборность не может быть сведена лишь к пассивному сохранению истины в небесной церкви.

Мыслитель для обозначения активности использует специальный термин соборование.

Соборование - это акт, совершающийся во времени, оно так же позволяет осуществление частями, то есть познание истины, целого происходит по мере развития церкви.

Он приходит к выводу, что вначале этот процесс проявлялся в церковной жизни, то есть в метафизической практике, молитве.

Исходя из приоритета церковной жизни перед богословским сознанием, мыслитель делает вывод о том, что не догмат предписывает религиозную практику, но наоборот, эта последняя является основанием для догмата. Но в то же время он не отрицает очевидного факта, что после того как догматы станут элементами соборности, они уже служат основанием для практики.

В христианстве церковная жизнь не может мыслиться как неподвижно застывшая,напротив, она динамична и разнообразна. В связи с этим понятен вывод Булгакова о том, что соборность не только есть, но и совершается, и это есть продолжающееся откровение, которое совершается в истории как догматическое развитие.

Догматическое развитие- это соборование, которое совершается в тех формах, которые свойственны и доступны по месту и времени. Оно делает церковное предание жизненным, а значит изменчивым и становящимся, потому истинная экклезия никогда не может быть мертвой охранительницей предания. Соборование связывает церковь с той или иной страной или народом, которой её населяет. Отсюда становиться ясным, что на феноменальном уровне соборность приобретает народную окраску, в ней отражается ментальность того или другого народа. Подобное понимание предания, накладывает отпечаток и на отношение к богословскому творчеству.

Для Булгакова богословие - это также проявления соборования. Роль богословской мысли в истории христианства церковь оценила, возвеличив человеческие усилия в этой сфере. Русский мыслитель подчеркивает, что дела вселенских оборотов, то есть принятие соборных решений, судьбоносных для евангельской религии не осуществился бы без наличия богословских усилий. Но, все же, роль богословия не исчерпывается эпохой учителей церкви, потому что потребность в богословствования, опирающееся на все доступные средства научного исследования, была налицо на все времена.

Заключение

Во время работы над рефератом, мы пришли к выводу, что религиозная философия Сергея Николаевича Булгакова несколько отличается от взглядов других исследователей. Мыслитель закладывает основы собственного философского учения, который был направлен в русле софиологии. Он продолжал учения В.С Соловьева, соглашаясь с концепцией Богочеловечества, в котором развивается учение о мировом процессе, от акта творения через пребывание в падшестве и до финального преображения. Это представляется как « Богочеловеческий процесс».

В связи с этим происходит возникновение частных учений о различных сторонах жизни.

Помимо этого, рассматривание бытия под знаком динамики, представляется как теология в истории, где в центре находится Церковь.

Вся жизнь Булгакова стала примером исканий - напряженных, духовно-страстных, слитых рационализмом,патриотизмом и искренним служением церкви. В его работах помимо философских и религиозных построении, удивляет ряд точных,прозорливых мыслей относительно будущего всего мира.

Кроме всего вышесказанного, понимание догматического развития и богословского творчества, у Булгакова, носит новаторский характер. Саму церковь он определяет как «жизнь, творчество, порыв». Религиозный мыслитель должен в этом процессе найти свое место, что и попытался сделать Сергей Николаевич Булгаков в своих работах.

булгаков философия религиозный

Список литературы

1)Булгаков С.Н «Два града» Том 1. Москва 1971.

2)Булгаков С.Н « Труды по социологии и теологии» Том 2, Москва 1997

3)Булгаков С.Н «Догмат и догматика// Живое предание. Православие в современности» Москва 1997.

4)Шапошников Л.Е Федоров А.А « История русской религиозной философии» Москва 2006.

5)«История русской философии» под ред. М. А Маслина Москва 2008.

6)Булгаков С.Н «Очерки учения о церкви// Путь» Москва 1992.

7)Гулыга А.В « Русская идея и её творцы»

8)Акулинин В.Н «С.Н Булгаков: Библиография» Новосибирск 1996

9)Булгаков С.Н Сочинения Том 2 ,Москва 1993.

10) Булгаков С.Н « Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию» Книга 1.

Размещено на Allbest.ru

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский религиозный философ. Основные работы: «Два града», «Философия хозяйства», «Свет невечерний», «Купина неопалимая», «О Богочеловечестве», «Философия имени». Как и многие его современники, Булгаков С. Н. в ранние годы увлекался марксизмом, однако считал необходимым «поверять Маркса Кантом». Булгаков остро ставил вопрос о теории прогресса и считал, что социальный идеал должен формулироваться как религиозно-метафизическая проблема. Такой подход способствовал обращению к философии «всеединства» В. С. Соловьева, стремившегося создать систему, в которой наука, философия и религия внутренне и органически связаны друг с другом. Находясь на позиции трансцендентального идеализма, Булгаков в процессе познания признавал значение интуиции, которую он отождествляет с верой. Для него рационализм дорог как критицизм, а о корнях бытия может поведать только откровение, которое затем может получить философскую обработку. Мир сотворен Богом - это аксиома веры. Принцип антино мизма в мышлении как единство логического и алогического имел для Булгакова коренное значение. Метафизика «всеединства» привела к его софиологии, разрабатываемой П.Флоренским. Булгаков идет от космоса к Богу, основы его философских построений лежат в космологии, поэтому у Булгакова остается различие между абсолютом и космосом. София, как идеальная основа мира, стоит между абсолютом и космосом, как некое «третье бытие», соединяющее в себе и божественную и тварную природу. Мир принадлежит самому себе, он действительно имеет в себе творящую и движущую силу. Космос есть живое, одушевленное целое, поэтому Булгаков выдвигает понятие «Души мира», которая, содержа в себе все, является единящим центром мира, это энтелехия мира. София выступает как вечная женственность и материнское лоно бытия, как четвертая ипостась. Мир идей, содержащийся в Софии, существует для тварного мира не только как его основа, но и как норма, предельные задания. Понятие Софии у Булгакова раздваивается, так как при творении мира осуществляется создание в Софии двух центров - неба и земли, что и создает различение Софии божественной и Софии космической, то есть потенциальной софийности мира и Софии как идеальной основы мира. Впоследствии София божественная, сопринадлежная абсолюту, и София тварная окажутся тождественны. Этика Булгакова связывает существование зла с «ничто», которое врывается в осуществленное уже мироздание, как хаотизирующая сила. Он готов признать, что бытие в его свободе не софийно, что и создает возможность зла. Человек - центр мироздания, единство микрокосма и макрокосма, природа только в человеке осознает себя, очеловечивается. Выдвигает человечество как целое, в качестве подлинного субъекта творческой деятельности. Искупление греха - это и есть путь человека. Булгаков считает, что все социальные отношения, культура, экономика, политика, человеческое творчество и познание должны быть перестроены на религиозных началах. Булгаков разрабатывает проблемы философии хозяйства, считает, что необходимо понять мир как объект трудового, хозяйственного воздействия. Проблема философии хозяйства - о человеке в природе и о природе в человеке. Булгаков анализирует жизнь как первоначало хозяйства, которое всегда есть борьба жизни и смерти, свободы и необходимости, механизма и организма.


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1871-1944)

Экономист, философ, теолог. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-1945), "Философия имени" (изд. в 1953 году).

Сергей Николаевич Булгаков родился 16 (28) июня 1871 года в Ливнах (Орловская губерния). Отец его был потомственным священником, скромным настоятечем кладбищенской церкви. Детские воспоминания о красоте литургии, сливавшиеся с впечатлениями от русской природы, стали источником глубоких переживаний будущего философа.

"То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей, - не кричащую благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, все это мне было дано в восприятии родины".

С 1884 года Булгаков учится в Орловской духовной семинарии. Юношеский религиозный кризис совпадает с разочарованием, вызванным казенным духом семинарского образования. Надолго отойдя от религии, Булгаков увлекается гуманитарными и экономическими науками. В 1890 году он поступает на юридический факультет Московского университета.

"Меня влекла область филологии, философии, литературы, я же попал на чуждый мне юридический факультет в известном смысле для того, чтобы тем спасать отечество от царской тирании, конечно, идейно".

В поисках целостного мировоззрения Булгаков становится марксистом (как и многие молодые интеллигенты, вступившие в общественную жизнь на волне разочарования в "экономическом романтизме" народничества).

После окончания университета (1894) его оставляют на кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию. С 1895 года начинается его преподавательская деятельность, раскрывшая выдающийся педагогический талант Булгакова в Московском техническом училище он преподает политэкономию. Выходят в свет его социологические и политэкономические статьи, обратившие на себя внимание научной общественности. Происходят изменения и в личной жизни.

В 1898 году Булгаков женится на Елене Ивановне Токмаковой. Получив стипендию для двухлетней стажировки на Западе, новобрачные отправляются в Германию. Они занимают скромную квартиру на Клопштокштрассе (там в декабре 1898 года в семье Булгаковых появится первый ребенок - дочь). Выезжают на короткое время в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию, но основной материал для своего научного труда Булгаков собирает в Германии. Здесь он имеет возможность проверять результаты исследования в личном общении с представителями германской социал-демократии. К этому времени Булгаков становится авторитетным теоретиком марксизма, известным не только в России, но и в Германии.

Плодом его научных изысканий стала двухтомная работа "Капитализм и земледелие", на основе которой была защищена магистерская диссертация. Ведущей идеей работы было обоснование специфики земледелия, для которого свойственна децентрализация капитала, вопреки общей марксистской формуле.

После стажировки за рубежом, знакомства с Бебелем и Каутским, 1901-1906 годы Булгаков живет в Киеве, где служит профессором политэкономии Киевского политехнического института и приват-доцентом Киевского университета. Это плодотворный период его творчества одна за другой выходят яркие статьи, составившие впоследствии двухтомник "Два града". В это же время происходит перелом, приведший Булгакова "от марксизма к идеализму". Сборник статей под таким заглавием, опубликованный в 1903 году, стал символом целой эпохи русской интеллигенции, обозначив переход ее от упований на научный метод марксизма и его революционный потенциал к поискам синтеза научности с наследием мировой философии.

В книге были собраны статьи марксистского плана и их автоопровержение. В предисловии к сборнику Булгаков признает: "Я стремился верою и правдою служить марксизму, стараясь, насколько хватало моего уменья, отражать нападения на него и укреплять незащищенные места, и этой задаче посвящены были - прямо или косвенно - решительно все мои работы. Но совершенно помимо моей воли и даже вопреки ей, выходило так, что стараясь оправдать и укрепить свою веру, я непрерывно ее подрывал".

Кант для Булгакова был всегда "несомненнее", и он "считал необходимым поверять Маркса Кантом, а не наоборот". Даже в "пору наибольшего увлечения марксизмом" Булгаков не забывает проблему зла и насилия. По его мнению, решение проблемы найдено Владимиром Соловьевым. Об этом он написал статью "Что дает современному сознанию философия Соловьева?" Булгаков убежден: "Система Соловьева есть самый полнозвучный аккорд, какой только раздавался в истории философии". Альфа и омега учения Соловьева - положительное всеединство.

Булгаков помогает уточнить это понятие мир состоит из личностей, так считал и Лейбниц, но у последнего личности не имеют контакта друг с другом (монады лишены "окон"), не ведают друг о друге. У Соловьева они связаны узами любви. У Маркса ничего подобного нет. Отсюда и бесцеремонное отношение к человеку, люди для Маркса - алгебраические знаки, их назначение - быть средством. "Для него проблема индивидуальности, абсолютно неразложимого мира человеческой личности, интегрального ее естества не существует". Маркс растворил индивидуальное в социальном.

В день десятилетия кончины Соловьева Булгаков произносит речь "Природа в философии Владимира Соловьева", в которой ставит вопрос о преображении мира, сопоставляя идеи Соловьева с идеями Шеллинга. "В действенном практическом сознании человечества по-новому ощущается проблема об отношении к космосу". Так Булгаковым овладевает идея космизма. Наряду с Достоевским и Соловьевым у него появляется новый наставник - Николай Федоров.

В 1907 году выходит первый том "Философии общего дела", Булгаков откликается на него обстоятельной статьей "Загадочный мыслитель". "По убеждению Федорова, Бог создал не наилучший, законченный уже мир, а лишь потенциально наилучший, который может стать наилучшим, но при участии человеческого труда". В этом мире все для человека, но только через человека, человек - орудие божества. Булгаков не во всем согласен с Федоровым, но увлечен им, видит в Федорове если не учителя, то утешителя человечества.

С 1902 года начинается постепенное сближение русской интеллигенции с церковью. Участие Булгакова в этом процессе выразилось в редактировании журнала "Новый путь" (с осени 1904), а затем - в издании журнала "Вопросы жизни" (с 1905). Эти журналы публиковали материалы петербургских религиозно-философских собраний и отражали эволюцию философского сознания левой интеллигенции.

В 1906 году Булгаков переезжает в Москву, где преподает политэкономию в Московском коммерческом институте и становится приват-доцентом Московского университета. Заметную роль играет также Булгаков в деятельности Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева.

В 1907 году Булгакова избирают во Вторую Государственную думу: политическая деятельность приносит ему немало разочарований, но в то же время дает важный опыт понимания исторической реальности. Биографы неизменно отмечают важную дату в жизни Булгакова, знакомство в 1910 году с П. А. Флоренским. Взаимообогащающая дружба этих мыслителей многое дала русской философии. С. Н. Булгаков окончательно переходит к религиозно-философскому мировоззрению и все более к его церковно-практической интерпретации. Прославлению труда посвящено главное произведение философского периода - "Философия хозяйства" (1912).

"Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор, принципиально отличный притом от всех остальных сил природы. Эпоха хозяйства есть столь же характерная и определенная эпоха в истории земли, а через нее в истории космоса, что можно с этой точки зрения всю космогонию поделить на два периода: инстинктивный, до-сознательный или до-хозяйственный, - до появления человека, и сознательный, хозяйственный, - после его появления. Разумеется, мы говорим это не в смысле современного эволюционизма, но подразумеваем выявление живых сил, изначально вложенных в мироздание творцом". Булгаков мыслит категориями космизма. В основном он ссылается на Шеллинга, реже - на Федорова.

К защите он представил первую часть, озаглавленную "Мир как хозяйство", но в своем вступительном слове перед защитой он намечает проблему, говоря о смысле жизни как основной философской проблеме. В книге "Православие" (глава "Православие и хозяйственная жизнь") Булгаков высказывается более определенно. Он признает, что православие имеет меньший опыт решения социального вопроса, нежели западные церкви, но отмечает, что дух соборности благоприятствует правильному подходу к проблеме. "Конечно, православная соборность не есть демократия, однако отсутствие здесь "князей церкви, с церковным монархом - папой во главе, делает православие более народным, благоприятствующим духу экономической демократии Достоевский говорил иногда: православие есть наш русский социализм. Он хотел этим сказать, что в нем содержится вдохновение любви и социального равенства, которое отсутствует в безбожном социализме".

Свои взгляды Булгаков характеризует как "социальное христианство", представителями которого в России он считает Достоевского, Толстого, Вл. Соловьева и особенно Н. Ф. Федорова.

Следующая его монументальная философская работа "Свет невечерний" (1917) трактует еще более общие проблемы, нежели докторская диссертация "Свет невечерний" - книга логических и эмоциональных итогов чисто философских исканий Булгакова.

Булгаков работал над корректурой книги "Свет невечерний", когда произошла Февральская революция. Он спрашивал себя, не наступила ли апокалипсическая эпоха? В том, что наступил новый акт всемирно-исторической трагедии, он не сомневался.

А пока вынужден переехать в Крым, где находится семья. Там переживает взлет и падение Врангеля.

В Крыму появляются два его философских труда, которые долгое время оставались рукописями. Это "Философия имени" и "Трагедия философии". Корни "Философии имени" уходят в довоенное время. В 1912 году в монастыре Св. Пантелеймона на Афоне возникло еретическое движение имяславцев, подавленное силой. Имяславие - почитание имени Божьего: в имени Божьем его слава и сила. Имяславие встретило интерес и получило поддержку в среде русских философов. На Соборе в 1917 году Булгаков должен был выступить с докладом, материалы которого затем легли в основу книги "Философия имени".

Мысль неотделима от слова. Мыслей без слов и слов без смысла не бывает. "Слова вовсе не суть гальванизированные трупы или звуковые маски, они живы, ибо в них присутствует мировая энергия, мировой логос… Чрез микрокосм говорит космос". Но почему тогда существует не один язык, а множество языков? Организм имеет многие органы, так и языки образуют множество органических проявлений единой основы.

Слова имеют космическую, магическую силу. И в первую очередь имя собственное. Имя - корень индивидуального бытия, идея человека в платоновском смысле. Имя - семя жизни, оно изнутри определяет своего носителя, не он носит имя, а оно его носит. Псевдонимия есть объективная ложь и притворство, актерство имени. "Псевдоним есть воровство, как присвоение не своего имени, гримаса, ложь, обман и самообман. Последнее мы имеем в наиболее грубой форме в национальных переодеваниях посредством имени, что составляет наиболее обычный и распространенный мотив современной псевдонимии Троцких, Зиновьевых, Каменевых и проч.

Здесь двойное преступление: поругание матери - своего родного имени и давшего его народа (ибо национальные имена даются через посредство родителей всем народом, и отречение совершается также от всего народа), и желание обмануть других, если только не себя, присвоением чужого имени". Переменить имя в действительности так же невозможно, как переменить свой пол, расу, возраст.

Что касается имени Божьего, то это реальная сила откровения, это звуковая икона. Имяборство сродни иконоборству. "В имени Божьем Господь сам себя именует в нас и чрез нас, в нем звучат для нас громы и сверкают молнии Синая, присутствует энергия Божия".

В декабре 1922 года Булгаков выезжает вместе с семьей из Крыма и, после недолгого пребывания в Константинополе, обосновывается в Праге, где, благодаря заботе президента Т. Масарика, был основан Русский научный институт. На его юридическом факультете Булгаков становится профессором церковного права и богословия". Всемирная история - это Страшный суд", - цитирует Булгаков Шиллера (приписывая эти слова Гегелю) в предисловии к "Трагедии философии".

При жизни на языке оригинала опубликовать эту работу не удалось, она вышла в 1927 году на немецком, на русском она увидела свет только в 1993 году. Отвлекаясь от трагедии родной страны, переживавшей Апокалипсис, Булгаков пишет о трагедии мировой философии, которая переживает взлеты Икара и его падения.

"Философ не может не лететь, он должен подняться в эфир, но его крылья неизбежно растаивают от солнечной жары, и он падает и разбивается. Однако при этом взлете он нечто видит и об этом видении и рассказывает в своей философии. Настоящий мыслитель, так же как настоящий поэт (что в конечном смысле одно и то же), никогда не врет, не сочиняет, он совершенно искренен и правдив, и, однако, удел его - падение"

Беда философа - стремление создать систему, ибо логическая дедукция мира невозможна. Философский путь о. Сергия логично привел его к богословским трудам, которым он посвятил себя в последние годы жизни. По своим политическим убеждениям он монархист. О "христианском социализме" он слышать теперь не хочет, ибо любой социализм означает насилие и безбожие. Иное дело социальное христианство, соборная ответственность за тебе подобных. Человеческая душа - христианка.

Булгаков - необходимое звено в развитии русской идеи. Он не оставил, подобно другим, специального труда, посвященного этой проблеме, но осветил отдельные ее аспекты всесторонне и глубоко. Основной вывод, сделанный им при этом, - философия русской идеи неизбежно смыкается с православием.

В 1925 году в Париже создается Православный Богословский институт. В июле этого года Булгаков переезжает в Париж, чтобы возглавить кафедру догматического богословия. На долгие годы он становится одним из ведущих православных богословов зарубежья. Наиболее значительными работами этих лет являются две знаменитые трилогии, в которых были выражены основы богословских воззрений Булгакова: "Купина Неопалимая" (1927), "Друг Жениха" (1927), "Лестница Иаковля" (1929), "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936), "Невеста Агнца" (1945).

Защита софиологического понимания догматов христианства вызвала полемику, а позже суровое осуждение Булгакова в ереси со стороны митрополита Сергия (Москва), имевшего, впрочем, под руками лишь обстоятельные выписки из его труда, сделанные противниками Булгакова. Митрополит Евлогий, как ректор Богословского института, счел нужным создать особую комиссию для уяснения вопроса о "еретичестве" Булгакова, доклад комиссии был, в общем, благоприятным для автора, который мог дальше продолжать свое преподавание в Богословском институте.

Весной 1939 года Булгаков перенес тяжелую операцию (у него был рак горла). Операция была удачной, но голосовые связки были удалены - однако через несколько месяцев Булгаков мог говорить (почти шепотом), мог совершать литургию и даже читать лекции.

13 июля 1944 года, вследствие кровоизлияния в мозг, Булгаков скончался в Париже. Наиболее известным учением Булгакова является теория Софии и основанная на этой теории концепция всеединства. Свою софиологию Булгаков развивал в течение всей жизни. У Шеллинга есть мысль о том, что между временем и вечностью должно находиться нечто, с чего должно начаться время. У Соловьева (и Флоренского) Булгаков находит имя этому нечто - София, премудрость Божия, энтелехия мира, его потенция "София не только любима, но и любит ответной любовью, и в этой взаимной любви она получает все, есть все. И как любовь Любви и любовь к Любви, София обладает личностью и ликом, она есть субъект, лицо, или, скажем богословским термином, ипостась, конечно, она, отличаясь от ипостасей Св. Троицы, есть особая, иного порядка, четвертая ипостась. Она не участвует в жизни внутрибожественной, не есть Бог, и потому не превращает триипостасность в четвероипостасность, троицу в четверицу Но она является началом новой, тварной многоипостасности".

Это двусмысленное положение Софии (а тень такой двусмысленности падала и на само учение Булгакова, провоцируя нападки оппонентов) создает напряжение между иерархическими уровнями бытия. С одной стороны, София связует Бога с миром, является посредницей между небом и землей. С другой стороны, грех приводит к тому, что происходит "смещение бытия с его метафизического центра", и София, вместе с миром, теряет прямую связь с небом. София ипостасна еще и потому, что она не есть тварное бытие, она получает свою долю вечности непосредственно от Бога. Но в то же время она не может активно распоряжаться вечностью, да и мир от нее относительно независим.

Булгаков полагает, что с этой точки зрения София может быть названа принципом Вечной Женственности, ибо она как "материнское лоно бытия" принимает творческую силу Бога и воплощает ее в мире. Есть у Булгакова и различение между "двумя центрами" в софийном принципе, между Небом и Землей, которые как бы дают два лика Софии собственно божественное и тварное.

София открывается в мире как красота, которая есть ощутимая софийность мира. Поэтому искусство лучше, непосредственнее знает Софию, нежели философия. Красота царственна, она не может не царить, это наше собственное воспоминание об Эдеме, но она может и обманывать. Эдемская красота в не-Эдеме есть подделка, поэтому она может жалить, как змея. Земная красота загадочна и зловеща, как улыбка Джоконды, с Елизаветой Тюрингенской соперничают здесь чары Венеры, и "жене, облеченной в солнце", противостоит "жена-блудница", облеченная в сатанинскую красоту.

Философия Булгакова в целом может быть без преувеличений названа энциклопедией духовной культуры "серебряного века".

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Век XIX - век философов революционеров. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Сергей Николаевич Булгаков (или отец Сергий) (1871-1944) родился в семье священника в г. Ливны Орловской губернии. Основные его сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия" (1933-45), "Философия имени" (издано в 1953). Русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель.

Детство его, о котором сам Булгаков написал прекрасные страницы в "Автобиографических заметках", протекало в условиях строгой церковности. Но уже в духовной семинарии, куда он поступил в 13 лет, у него начался религиозный кризис - и этот период длился у него до 30-летнего возраста. Булгаков бросил семинарию за год до окончания, поступил в последний класс гимназии, а по окончании ее (1890 г) поступил в Московский университет. Уже в это время он увлекался марксизмом, специализировался по политической экономии и по окончании университета очень скоро сдал магистерский экзамен, после чего, уже женившись, отправился за границу для работы над диссертацией. Темой его работы была проверка основных положений марксизма в области земледелия ("Капитализм и земледелие", т. I и II (1900 г)) - и уже в этой, очень насыщенной фактами и очень тщательной в анализах работе Булгаков показал, что положение К. Маркса не оправдывается в процессе сельскохозяйственной эволюции. По свидетельству самого Булгакова, он был в это время "в плену научности", да и не только научности: он был уже членом социал-демократической партии, близко познакомился с Каутским, Бебелем, Либкнехтом, писал статьи и очерки по политической экономии и постепенно стал приобретать всероссийскую известность. После защиты магистерской диссертации Булгаков был избран профессором (по кафедре политической экономии) Киевского политехнического института. В Киеве Булгаков прожил 5 лет (1901-1906), и как раз в эти годы в нем произошел второй кризис, который, впрочем, позитивно отразился на его духовности и религиозности. Все, что писал в это время Булгаков и что собрано в его сборнике "От марксизма к идеализму" (Петроград, 1903), представляет собой выражение прежде всего философского перелома у Булгакова, очень близкого к тому же перелому у Бердяева. Выступления в публичных лекциях и статьи Булгакова получали в это время широкий отклик в русском обществе, - Булгаков вместе с Бердяевым (отчасти, Струве и Франком) становятся наиболее видными вождями той русской интеллигенции, которая искала религиозно-философского обновления. Собственно, уже из-за границы Булгаков вернулся, как он пишет, "потерявшим почву и уже с надломленной верой в свои идеалы".

Поворот "от марксизма к идеализму" начал новую эпоху в жизни Булгакова - и здесь он был очень многим обязан Вл. Соловьеву, как об этом свидетельствуют его статьи о Соловьеве, особенно статья "Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева" в его сборнике "От марксизма к идеализму". Вот что Булгаков писал в эту эпоху: "Философия Соловьева дает современному сознанию целостное и последовательное развитое христианское миросозерцание". Булгаков не только философски освободился от доктрины экономического материализма, не только принял основные положения идеализма, но и перешел сознательно и всецело к религиозному миропониманию. Булгаков вместе с Бердяевым создает журнал "Вопросы жизни" (1905 г), где помещает ряд статей на религиозно-общественные темы. В 1906 году он переезжает в Москву и получает кафедру в Коммерческом институте (директором которого был П.И. Новгородцев), избирается депутатом во 2-ю Государственную думу (от конституционно-демократической партии), пишет ряд статей, собранных в сборнике "Два града" т. I и II (Москва, 1911). В эти годы Булгаков чрезвычайно сближается с П. Флоренским, имевшим громадное влияние на него, принимает софиологическую концепцию Флоренского, которую постепенно по-своему перерабатывает. В 1912 г. он издает книгу "Философия хозяйства", за которую получает в Московском университете степень доктора политической экономии, где развивает впервые свою софиологическую концепцию. В то же время Булгаков отдает немало времени написанию публицистических статей, наиболее яркая из которых - "Героизм и подвижничество" - была помещена в известном сборнике "Вехи"; сближается с самыми выдающимися представителями религиозного возрождения в России (Самарин, Новоселов и др.), издает в 1917 г. книгу "Свет Невечерний" - очерк системы нового его миросозерцания, написанию которой Булгаков посвятил 5 лет (1911-1916). "Книга моя, - писал Булгаков в предисловии, - представляет собой род духовной автобиографии или исповеди; она является обобщающим постижением, как бы итогом моего пройденного, столь ломаного и сложного - слишком сложного! - духовного пути". Книга эта, собственно, заканчивает период чисто философского творчества Булгакова; ныне, за исключением небольшого сборника "Тихие думы" (Москва, 1918), где собраны статьи по вопросам искусства - Булгаков всецело переходит к чисто богословскому творчеству.

Следует, пожалуй, назвать еще одно существенное обстоятельство, сыгравшее свою роль в духовной биографии С.Н. Булгакова, - его общение с Л.Н. Толстым. Вот, что пишет А.Б. Гольденвейзер в своем дневнике (запись от 20 марта 1897 г., Москва): "Был у Толстых, там был С.Н. Булгаков. Марксист.Л.Н. был в ударе и очень горячо, страстно спорил с Булгаковым, яро отстаивавшим свои марксистские положения. Диалектика Льва Николаевича одержала верх, и Булгаков аргументировал к концу все слабее и слабее. Я глубоко убежден, - пишет в примечании к этой записи А.Б. Гольденвейзер, - что эта беседа была одним из сильных толчков, заставивших Булгакова вскоре отказаться от марксизма и пойти по совершенно иному, хотя и весьма далекому от Льва Николаевича, пути". Влияние Л.Н. Толстого на Булгакова носило скорее "негативистский" характер: оно способствовало разрушению его старых воззрений, но не стимулировало формированию новых.

В 1918 году Булгаков принимает священство, попадает в Крым, откуда уже не сможет вернуться назад в Москву, становится на время профессором Симферопольского университета, но очень скоро покидает его из-за работы священнослужителя.23 ноября 1922 года в отношении С.Н. Булгакова уполномоченным отделения СОЧ КПУ Малли было составлено постановление, следуя которому он "подлежит бессрочной высылке из территории РСФСР без права возвращения".

В 1923 г. советская власть изгоняет Булгакова из России, и он едет сначала в Константинополь, а оттуда в Прагу, где читает лекции в русском юридическом факультете, существовавшем тогда в Праге, а в 1925 году переезжает в Париж в связи с основанием Богословского института в Париже. С самого начала Богословского института до конца дней своих Булгаков был его бессменным деканом; преподавал он в институте догматику.

В эти годы расцветает богословское творчество Булгакова. Кроме "малой трилогии" ("Купина Неопалимая", "Друг Жениха", "Лестница Иаковлева"), отдельных этюдов (часто довольно значительных, как "Икона и иконопочитание") Булгаков пишет "большую трилогию" - "О богочеловечестве" (ч. I - "Агнец Божий", ч. II - "Утешитель", ч. III - "Невеста Агнца"). Последний том трилогии выходит уже после смерти Булгакова. Кроме этих трудов осталось немало его книг, вполне подготовленных к печати, из которых пока увидела свет только книга об Апокалипсисе, остальные остаются еще не напечатанными.

Софиологическое понимание догматов христианства вызывало в адрес Булгакова суровое осуждение в ереси со стороны митрополита Сергия (Москва), имевшего, впрочем, под руками лишь обстоятельные выписки из его книги, сделанные противниками Булгакова и ими посланные в Москву. Митрополит Евлогий, как ректор Богословского института, счел нужным создать особую комиссию для уяснения вопроса о "еретичестве" о. Булгакова; доклад комиссии был, в общем, благоприятен для Булгакова, который мог дальше продолжать свое преподавание в Богословском институте.

Весной 1939 г. Булгаков должен был подвергнуться тяжелой операции. Операция прошла удачно, но голосовые связки были удалены, однако, через несколько месяцев Булгаков мог говорить (почти шепотом), мог совершать литургию и даже читать лекции. Летом 1944 г. вследствие кровоизлияния в мозг Булгаков скончался.