Архитектурное освещение: типы, приемы, функции. Архитектурное освещение зданий и архитектурных сооружений с применением цветодинамических эффектов

Декоративное освещение зданий стало неотъемлемым элементом жизни современного города. Одновременно освещение фасада дома сегодня также является модной тенденцией при обустройстве особняков в коттеджных поселках. Все чаще ведущие мировые дизайнеры в своих интерьерных работах используют игру света и тени, ведь умело подобранное освещение - это и основа для создания комфорта и уюта в самом жилище, и способ привлечь внимание к фасаду дома.

Мода на оригинальное освещение зданий пришла к нам из «гламурной» Европы, особенно активно это используется для достопримечательностей древности, которые имеют высокую архитектурную ценность и привлекают внимание прохожих своими формами, декоративной отделкой и архитектурным стилем в целом. Красиво освещенный дом, на котором с помощью света правильно расставлены акценты, не оставит безразличными прохожих, ведь профессионально сделанное освещение фасада - это искусство, достойное наивысшей похвалы.

В некоторых больших городах декоративное освещение зданий (особенно это касается сооружений в центральной части города) сегодня уже является обязательным требованием. Магазины, торговые центры, развлекательные заведения, модные бутики, супермаркеты и другого рода объекты согласно нынешним стандартам должны быть обязательно освещены. Во многих городах власти приняли решение, что все подобные предприятия, которые не будут привлекать профессиональных дизайнеров по свету, а также заботиться о внешней привлекательности заведения, будут просто закрыты. Такие решения мотивированы тем, что город должен быть привлекательным, особенно с точки зрения декоративного освещения.

В данном контексте следует отметить, что декоративное освещение фасада, как обязательное требование, является не просто капризом городских властей, а требованием, которое диктует сегодняшний день. Ведь основной функцией освещения является создание эстетического эффекта и привлечение внимания прохожих, которые просто не смогут пройти мимо красиво освещенного здания, не полюбовавшись на него.

Однако не следует доверять такую ответственную работу любителям, которые не умеют обращаться со специальным осветительным оборудованием. Правильно выбранные источники света являются залогом популярности заведения.

Однозначно не стоит экономить средства на освещении, ведь даже профессионально выполненный евроремонт будет просто незаметен ночью, если не уделить внимания декоративному освещению. Среди множества видов подсветки фасадов наибольшей популярностью пользуется неоновая и подсветка из галогенных лампочек, люминесцентный свет и др.

Бесспорно, освещение фасадов с помощью разноцветного неонового света сразу бросается в глаза, и потенциальные посетители просто не смогут равнодушно пройти мимо. В свою очередь, люминесцентное освещение является экономнее с точки зрения потребления электроэнергии, оно более долговечно и надежно.

Многие современные города или некоторые их части более привлекательны в ночное время, благодаря такому уникальному элементу, как свет. Без него невозможно существование. В современном искусстве дизайна развилось новое направление - декорирование с помощью подсветки. Эйфелева башня без разноцветья огней и Кремль без строгого света прожекторов теряют свою выразительность и привлекательность в ночное время. Декорирование объектов с помощью света стало распространенным.

Первыми получили подсветку набережные, центральные площади, древние памятники. Далее заискрились разноцветными огнями аллеи и статуи в парках и скверах. И, наконец, свет стал частью ночного декора не только офисных зданий и жилых домов, чьи стены выходят на широкие проспекты, он просочился в уютные дворики частного сектора. Световая композиция является своеобразным произведением, ничуть не отличающимся от музыкального или художественного творения, и имеет, как и они, смысловое наполнение. При выборе подсветки важно учесть назначение объекта, подчеркнуть стиль и органично совместить с окружением. Для подсветки зданий промышленного типа применяются строгие монооттенки. Завсегдатаев казино и подобных им заведений манят яркие, мелькающие огни. Часто такие учреждения проводят рекламную кампанию с помощью осветительных приборов. Прогулка по вечернему парку даст возможность узнать некоторые секреты способов и приемов освещения.

Интересно выглядит поэлементная подсветка ландшафта. Каждая аллея, беседка или статуя здесь декорирована определенным видом подсветки. Свет может подчеркивать весь объект, заострять внимание на какой-то части, размывать границы силуэта. Для подсветки деревьев стало модным развешивание гирлянд, которые напоминают новогодние. Это создает сказочность и праздничное настроение.

Подсветка зданий, где размещаются офисы, переходит в своеобразную гонку за дизайнерскими находками и демонстрацию роскоши. Религиозные здания обычно освещаются довольно скромно, с помощью нескольких . Гармония света и воды рождает невообразимые композиции. Фонтаны, играющие всеми цветами палитры, оживляют по ночам площади многих красивых городов по всему миру. Создание фонтанов , которые изменяют направление своих потоков в зависимости от музыки, раздающейся изнутри, стало вершиной дизайнерской мысли. Такое сочетание света, музыки и воды создает ощущение волшебства и сказочности. Примером таких чудес дизайна могут служить светомузыкальные фонтаны в Санкт-Петербурге, которые поражают своей незабываемой красотой горожан и туристов, прогуливающихся вдоль Невы. Специальное оборудование, приводящее фонтаны в действие, размещено на барже, подсветка осуществляется прожекторами не только над, но и под водой.

Популярно декорирование светом частных владений. Хозяева обособленных участков стараются продумать дизайн с учетом его презентабельности в темное время, не забывая при этом о мерах безопасности. Первое, что должно быть освещено, – забор. Подсветка прокладывается вокруг всей территории, поэтому оптимальным решением станет покупка светодиодных, надежных в эксплуатации осветительных приборов, которые, к тому же, прослужат длительный срок. А вот на освещение главной аллеи можно потратиться больше. Изысканно смотрятся фонари под старину. Вертикальные светильники отлично освещают пространство и при этом не слепят присутствующих. Гармонично вольются в дизайн дворика светильники сферической формы. Место, где проводятся семейные торжества (чаще беседки или шатры), освещают приборами, излучающими мягкий свет, который согревает домашним теплом.

Живя в сумасшедшем темпе мегаполисов, горожане находят все меньше времени для отдыха. А уж если отдыхают, то происходит это по большей части поздним вечером или ночью. Жизнь города в темное время суток оказывается не менее, а может быть, и более оживленной. Ночное освещение города важно для людей, поскольку они хотят видеть ночной город таким же красивым, как днем. Улицы, площади и здания больше не имеют права прятать в темноте свою красоту.

Историческая справка

■ Об освещении улиц при помощи искусственного света заботились еще древние римляне и афиняне, а праздничное освещение по случаю коронаций и побед стали проектировать примерно с XVI века. Ночное освещение города в качестве архитектурной подсветки насчитывает всего лишь чуть более 100 лет, как и электрический свет. В конце 1880-х в разных городах мира начали освещать доминантные объекты вроде здания Гранд Опера в Париже, статуи Свободы в Нью-Йорке, колокольни Ивана Великого и башен Кремля в Москве. Наиболее широкомасштабными полигонами для изучения возможностей освещения архитектуры электрическими источниками света стали всемирные выставки, проводившиеся в большом количестве на рубеже XIX–XX веков.

Каждый источник света в темноте – это своего рода «волшебная палочка», способная придать пространству неожиданно камерное, уютное звучание, выхватить из мрака фрагмент здания, участок площади, создав центр притяжения буквально на пустом месте, там, где к тому нет никаких архитектурных и градостроительных предпосылок. По-английски это свойство называют placemaking. Ведь ночью все, что не освещено, исчезает в сумраке, даже самые красивые ансамбли превращаются в пугающие призраки. Тем удивительнее, что жанр «внешнее архитектурное освещение» появился не так давно, около 120 лет назад. На протяжении всего XX века велись поиски в сфере декоративного освещения городских объектов и ансамблей. Новые идеи появлялись с изобретением новых источников света и приборов, а также со сменой господствующих стилей в архитектуре и появлением новых типологий зданий. Ночное освещение города как архитектурная подсветка распространена повсеместно: в столичных мегаполисах и маленьких городках при помощи освещения выделяются главные доминанты; декоративной подсветке природно-ландшафтных комплексов также уделяется большое внимание.

Нормативы

На сегодняшний момент существуют понятия светообъемного проектирования (точечная работа) и светового урбанизма. Средства на разработку глобальных проектов освещения архитектурных и природных ансамблей выделяют городские власти – с целью дополнительного привлечения туристов или, например, при подготовке к юбилеям, как это было в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Москва в этом отношении – один из самых развитых городов. В состав Генерального плана Москвы, в раздел «Комплексное благоустройство территорий», включен принятый в 1999 году Световой план. Этот документ не обязывает конкретного застройщика в конкретном месте обеспечивать архитектурное освещение, а лишь определяет, как лучше это сделать при наличии добровольного стремления застройщика.

Тем не менее столичный мэр в свое время выпустил указ об обязательной разработке архитектурного освещения «для всех строящихся и реконструируемых объектов в центральной части города и в исторических зонах города, а также для объектов, имеющих важное градостроительное значение». Такие проекты, как правило, проходят согласование на художественном совете. Иллюстрацией тому может послужить согласованная концепция по ММДЦ «Москва-Сити». Способом регулирования работы светотехников являются различные нормативные документы. Постановлением Госстроя России от 29 мая 2003 г. за № 44 утвержден СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», в который включен дополнительный подраздел по наружному архитектурному освещению зданий и сооружений. Пункт 7.56 требует от наружного архитектурного освещения «обеспечения в вечернее время хорошей видимости и выразительности наиболее важных объектов с повышением комфортности световой среды города».

Причем осветительные установки «не должны производить слепящего действия на водителей транспорта и пешеходов». В пункте 7.60 даются рекомендации по соотношению максимальной и минимальной освещенности в пределах одной зоны: «не менее 10:1 и не более 30:1 на элементе, акцентируемом светом». Также в постановлении формулируются рекомендации по выбору источников света, в частности энергосберегающих ламп, и правила, запрещающие засветку (попадание прямых лучей от наружных приборов освещения) окон жилых или рабочих помещений. Со всеми этими документами есть серьезная проблема – современная наука пока не может определить единственный и самый главный параметр для нормирования, поскольку не до конца ясны механизмы реакции человеческого глаза и нервной системы на свет. Известно лишь, что неправильный световой режим заметно влияет на утомляемость человека. Существует даже понятие светового шума, при котором в видимой зоне оказывается много излишне ярких источников света различного качества. Чаще всего виновником такого «шума» становится световая реклама. Свет используется все шире, все активнее.

В некоторых городах уже приходится бороться со световым «загрязнением» неба, влияющим на животный мир. В связи с этим наиболее ответственные производители, разрабатывая приборы, продумывают, как избежать лишнего распыления света в атмосфере. Ночное освещение города и развитие технологий в освещении за последние десять лет шагнуло далеко вперед. Появляются новые источники света, расширяются возможности по управлению ими, минимизируется энергопотребление, совершенствуются осветительные приборы.

Источники

В основе всего этого электротехнического разнообразия находятся источники света, без которых не может быть освещения как такового. Ведущими мировыми фирмами-производителями источников света являются Philips Lighting, Osram, General Electric Lighting, BLV. В России есть свои заводы: «Светотехника» в Лихославле, «Стелла» в Москве, Московский опытный светотехнический завод, Кадошкинский электротехнический завод, корпорация «Макском Электро».

Для уличного, в том числе и архитектурного освещения, используют достаточно много разновидностей источников света: лазеры, люминесцентные лампы, галогенные, ксеноновые, неоновые, натриевые низкого давления, натриевые высокого давления, металлогалогенные, светодиоды. Однако большинство из них обладает существенными недостатками. Обычные люминесцентные лампы иногда не работают при минусовых температурах, галогенные лампы слишком часто перегорают (максимальный срок службы у них 4 000 часов), у натриевых ламп низкого давления плохая цветопередача, неоновые и лазеры не дают достаточного светового потока и потому используются только в декоративных целях. В результате лишь последние три источника из списка широко распространены, поскольку лидируют по качеству и технико-эксплуатационным характеристикам, влияющим на область применения.

Металлогалогенная лампа (МГЛ) относится к типу газоразрядных источников света высокого давления. Свечение в ней возникает в результате излучения смеси паров металла и продуктов распада галогенидов: таллия, индия, натрия. От используемой смеси зависит цветность света. Эта лампа была создана в начале 60-х годов прошлого века, а последнее ее усовершенствование произошло с введением керамической горелки. На сегодняшний момент большую часть установок архитектурного освещения оборудуют этими лампами, обеспечивающими замечательную цветопередачу, а существование компактных ламп данного типа позволяет создавать светильники и прожекторы небольших размеров.

Натриевые лампы высокого давления (НЛВД) также относятся к газоразрядным лампам. Световое излучение возникает в них при дуговом электрическом разряде в парах натрия. Они дают теплый желтый свет, их цветовая температура приближена к цветовой температуре горящей свечи. Впрочем, некоторые фирмы выпускают такие лампы белого света, что достигается путем повышения давления в горелке, сопровождающегося уменьшением светового потока. Их основные достоинства – высокий коэффициент цветопередачи и экономия электроэнергии, благодаря которым они весьма распространены. Кроме того, их видимый спектр наиболее заметен для человеческого глаза, они наилучшим образом обеспечивают ориентацию для человека при минимальной видимости ночью, в самую плохую погоду.

Светодиод (LED) представляет собой полупроводниковый кристалл, светящийся при протекании через него тока. Цветность его света зависит от типа кристалла и силы подаваемого тока. К преимуществам светодиодов относятся механическая прочность, низкое энергопотребление, миниатюрность и главное – продолжительный срок службы, что позволяет устанавливать их в малодоступных местах. Однако светоотдача диодов невелика, кроме того, они дороги при покупке, хотя, по словам специалистов, их стоимость окупается в процессе эксплуатации. Пока светодиоды только выходят на рынок. Сегодня принято считать, что это – будущее светотехники. Многие производители осветительных приборов уже стали приспосабливать под них приборы, придуманные для металлогалогенных ламп.


Приборы

Выпуская различные осветительные приборы, фабрики более всего ориентируются на три вышеперечисленных источника света. Наиболее известные иностранные производители таких приборов, представленные на нашем рынке, – iteco, Osram (Германия), Zumtobel (Австрия),Torn (Франция), iGuzzini, Targetti, Martini, SBP (Италия). В России осветительные приборы производят в основном те же заводы, что производят источники света. На сегодняшний день они уступают зарубежным конкурентам как в дизайне, так и в технологичности, но отличаются невысокими ценами. Осветительные приборы можно систематизировать так же четко, как источники света. Они различаются по расчетной мощности и по используемым источникам света. Кстати, в одном приборе возможно совмещение нескольких идентичных или различающихся источников света.

Существуют приборы направленного и рассеянного света, причем первые, в свою очередь, различаются по узости луча и его направленности: симметричный он или асимметричный. Принято делить осветительные приборы на встраиваемые в искусственные поверхности, встраиваемые в землю (грунтовые), навесные, подвесные, на опорах. В своих каталогах производители выделяют в отдельную группу приборы цветного и цветодинамического света. Осветительный прибор – это комплект, состоящий из множества разнообразных деталей, лишь часть из которых обязательна, а остальные можно подбирать в зависимости от конкретных целей и возможностей бюджета. Например, достаточно сложно включить газоразрядные лампы без использования пускорегулирующего аппарата.

Раньше это были электромагнитные устройства, теперь появились электронные – более дорогие, но и лучше работающие. В приборы, если есть необходимость управления ими, встраиваются специальные платы диммирования, или изменения цвета. Для направления, распределения и изменения цветности светового потока необходима определенная оптика: отражатели, линзы, рассеиватели, цветные фильтры. Той же цели служат всевозможные шторки и бленды, ограничивающие световое пятно. Есть специальные аксессуары – для того, чтобы не слепить прохожих, и для крепления приборов на разных поверхностях или их встраивания. Одной из важнейших характеристик приборов, рассчитанных на внешнее архитектурное освещение, является степень защиты от воздействий окружающей среды. Существует код защиты от проникновения пыли и влаги IP (Ingress protection).


Он представляет собой две цифры: первая – степень защиты от пыли, вторая – от воды. Чем больше цифра, тем выше защита. Этот показатель всегда указывается производителем в каталоге. Наибольшая защита требуется для подводных и грунтовых приборов. Последние нуждаются в теплоизоляции, чтобы на стекле не кипел дождь и не плавились подошвы пешеходов. От уровня защищенности зависит стоимость: если фасадный светильник стоит € 120–200, то грунтовый – около € 700. Усложненным вариантом светового прибора является осветительный комплекс. Это может быть обычная группа из нескольких приборов на одной несущей конструкции: раме, балке, опоре, а может быть сочетание приборов с дополнительными приспособлениями. К последним относятся комплексы со световодами. Они не особо ярки, однако удобны для обслуживания из-за того, что светильник устанавливается в непосредственной доступности.

Оптоволоконная система нередко используется в ландшафтных проектах, поскольку сам световод передает лишь свет, а не электричество; соответственно, ему не нужна защита от влаги. В качестве дополнения к функциональному освещению в праздники в городе применяются всевозможные гирлянды, сетки и световые шнуры, также являющиеся световыми комплексами. Различные приборы и комплексы объединяют в осветительных установках с единым электроснабжением и управлением, отвечающим за светлостно-яркостно-цветовую композицию.

В одной установке возможно использование нескольких видов источников света и, соответственно, аппаратуры. Надо сказать, что сегодня нормой считается разработка сразу нескольких режимов архитектурного освещения для одного и того же объекта, это отражено и в нормативных документах. Минимум: будничное (более экономное) и праздничное. Также могут различаться вечернее и ночное, сезонное; нередко предлагаются градации и внутри этих разделов. Управление изменениями обеспечивается при помощи компьютера, с диспетчерского пульта или с использованием более простых блоков.


Цветовые эффекты

Непосредственный спутник света – цвет. Хотя на сегодняшний день уже существуют источники света, дающие почти идентичный дневному цвет света, никто не хочет ограничиваться ими, ведь для многих архитектурное освещение – это своеобразный аттракцион. Цветовые эффекты получаются благодаря использованию стационарных или сменяющих друг друга цветных фильтров, использованию в одном приборе/комплексе источников света различной цветности, включаемых попеременно, или специальных линз, переводящих видимое свечение в разные области спектра. За счет использования цвета можно создавать разнообразные образы одного и того же объекта/ансамбля. Здесь работают все известные законы влияния цвета на психику человека: теплые оттенки дают ощущение уюта, золото – богатства, приглушенные холодные оттенки создают мистическую атмосферу, яркие чистые цвета вызывают прилив энергии и ощущение праздника.

Цветодинамика, пришедшая в архитектурное освещение со сцены, и вовсе способна превратить объект в нечто живое. Для создания световой динамики используют приборы с традиционными источниками света, работающие на основе палитры CMYK, называемые колорчейнджерами, а также светодиодные модули с палитрой RGB. Они способны менять цвет и яркость света, направление и угол луча. Основой светодинамической установки является программируемая система управления, передающая по кабелям, идущим к приборам, сигналы о включении, выключении, перемещении фильтра в соответствии с определенными протоколами (например, DMX). Также управление может производиться при помощи радиосигнала, поскольку длина кабеля напрямую влияет на силу сигнала.


Основы светодизайна

Сегодня есть два основных принципа . В первом случае объекты подсвечивают направленными на них прожекторами или другими устройствами, и тогда люди видят отраженный свет. В этом жанре принято различать акцентную и заливающую подсветку, выделяющие, соответственно, отдельные элементы или создающие равномерную освещенность всего объекта. В зависимости от этого здание либо сохраняет тот же вид, что имеет в солнечный день (именно так освещен Московский Кремль), либо создается принципиально новый образ.

Нередко при акцентном освещении архитектурные элементы, днем освещаемые солнцем сверху, подсвечиваются снизу, в результате чего появляются непривычные тени. Интересный вариант подсветки – световая графика. Она хороша на больших поверхностях стен, лишенных декора и акцентов. При таком варианте используются светильники с узким оптическим блоком или установки, проецирующие на поверхности здания любую картинку. Правда, тут есть риск размывания архитектоники объекта. Второй, кардинально отличный прием освещения – создание светящегося объекта, особенно актуальный в случае «стеклянной архитектуры» и способный буквально дематериализовать объекты или их части, превращая в столпы света.

Ночное освещение города. Специализация

Ориентироваться во всем многообразии производимой аппаратуры, аксессуаров, да и просто разбираться досконально еще и в осветительных технологиях для архитектора становится с каждым днем все сложнее. Большинство проектов архитектурной подсветки выполняются совместно со светодизайнерами и светотехниками, которые не только участвуют в разработке художественной концепции, но и делают необходимые расчеты и помогают подобрать подходящую аппаратуру. В стандартный набор услуг светотехнических компаний входят: консультирование, разработка концепции освещения, ее трехмерная , проведение светотехнических и электротехнических расчетов, оптимизация качественных и количественных характеристик освещения, подбор конкретного оборудования с предоставлением обоснования выбора, разработку систем управления, поставки всего необходимого, монтаж, авторский надзор, настройка, обслуживание.


Стоимость полноценного проекта чаще всего считают в процентном соотношении от стоимости оборудования (10–15 %). Соответственно, выбирая аппаратуру более дешевых производителей, можно сэкономить, но на рынке световых приборов идея «дороже – значит лучше» в большинстве случаев оправдывает себя. На российском рынке уже действует немало специализированных фирм. В них работают в основном выпускники светотехнических факультетов различных вузов (поскольку светодизайну в нашей стране нигде не учат); изредка архитекторы, решившие посвятить себя свету; промышленные дизайнеры, световые инженеры сцены и, как везде, некоторое количество талантливых самоучек. Некоторые фирмы образованы при компаниях-дистрибьюторах оборудования, другие самостоятельны.

Большую известность при подготовке столицы к 850-летию получили мастерская № 9 проектного института «Моспроект-3», руководимая в то время Николаем Щепетковым, и фирма «Светосервис». В последнее время появилось несколько интересных проектов, выполненных специалистами «Центра Светодизайна» (illuminator group). Весьма эффектны работы Лаборатории архитектурного и спортивного освещения МНИИП «Моспроект-4». В Санкт-Петербурге работают такие фирмы как «Ленсвет», «Сарос», «Точка опоры», в других российских городах также немало специалистов. Сотрудничество архитекторов и инженеров-светотехников с самого начала проектирования позволяет разработать наиболее эффективную систему освещения, предусмотрев места размещения оборудования и электропроводки, чтобы они остались незаметными, рассчитав требуемые мощности, которые учтут разработчики электрического раздела проекта.

Ведь под отдают лишь тот резерв, который остается после расчета энергопотребления всех основных систем жизнеобеспечения и безопасности. (Этот вопрос весьма актуален: во многих городах не хватает электричества, практикуются веерные отключения и прочее). Если светодизайнеров приглашают на стадии полной готовности проекта, а то и строительства объекта, стоимость воплощения какойлибо концепции архитектурного освещения заметно вырастает, нередко в разы. Кроме того, многие интересные решения становится просто невозможно реализовать. Так, например, при работе на навесном фасаде необходимо закладывать дополнительный крепеж, рассчитанный на вес приборов, который может превышать 3 кг. Архитектурный светодизайн – удивительный феномен, на стыке искусства и , обладающий собственной магией, способной превратить обычный городской пейзаж в нечто феерическое, праздничное, волшебное. Но приходится констатировать, что потенциал светодизайна и световых технологий в современной архитектуре пока раскрыт лишь наполовину, а в российских проектах – едва ли на четверть. Мы находимся в начале пути, но все большее количество интересных проектов дает основание верить, что мы движемся из мрака к свету. У нас еще все впереди, как в творческой области, так и в отношении используемых технологий.

Придать уникальность и неповторимость архитектурному стилю, художественным особенностям и элементам помогает наружное освещение зданий . Создание грамотной и функциональной уличной подсветки должно производиться с учетом разнообразных обстоятельств окружающей среды. Она должна быть ориентирована на огромное количество различных особенностей и стилистических решений окружающей архитектуры. Кроме этого очень важна функциональная составляющая. Освещение должно быть решено способом, исключающим вмешательство в привычное течение жизни человека.

Для простого расчета необходимого числа ламп воспользуйтесь Калькулятором расчета количества ламп .

Виды подсветок зданий.

Вид светового оборудования выбирается с учетом типа здания и функциональностью осветительной конструкции. Датчики движения применяются при необходимости рационального расходования электроэнергии и одновременном создании видимого элемента подсветки. При помощи прожекторов формируется основное освещение зданий.

Централизованная система применяется для простоты управления осветительными приборами.

Эти виды осветительных систем можно использовать как вместе, так и по отдельности, что значительно упрощает создание подходящего освещения.

Световое оборудование для архитектурной подсветки.

Подобное освещение применяется при необходимости подчеркнуть выгодные особенности архитектуры фасада и отвлечь внимание от недостатков. Популярность среди этого вида освещения зданий все больше набирают энергосберегающие технологии.

Возможные технические решения для освещения такого формата:

o Освещение по всей высоте или заливающее.

o Практически невидимое или скрытое освещение зданий.

o Выделение основных элементов здания или общее фасадное.


Светодиодная подсветка фасада или LED-освещение.

Этот вид подсветки сейчас наиболее популярен на рынке светового оборудования. С одной стороны он легко справляется со своей задачей, выгодно подчеркивая фасад, с другой стороны обладает целым рядом дополнительных преимуществ в виде экономичного расхода электроэнергии, большого выбора цветовых решений, легкости установки, управления системой и технического обслуживания.

Такой способ наиболее прост в реализации и предусматривает совмещение различных техник и приборов освещения . При использовании такого способа освещения очень важным моментом является профессиональное проектирование, позволяющее учесть все нюансы грамотного освещения фасада. Чаще всего декоративное освещение зданий предполагает использование LED-освещения, ленточных светильников и прожекторов.


При создании такого вида освещения наибольшую популярность приобретают новейшие технологии в виде светодиодного оборудования (наиболее популярен - дюралайт), а так же прозрачный полимерный шнур, имеющий встроенные внутрь светодиоды. Такой шнур отличается особой прочностью в сочетании с высоким уровнем гибкости и простоты установки.


Здесь используют гирляндообразное оборудование различных видов, ленты светодиодов при переменном свечении. Таким способом делается акцент на нужном элементе архитектуры путем освещения контура здания .


Здесь получается равномерное освещение зданий . В данном варианте освещения фасадов используются галогенные лампы и лампы накаливания . Подобный вариант освещения не желательно применять при освещении фасадов небольших зданий.


Такая система освещения является самой продуманной, так как учитывает все факторы, имеющие значение для выигрышного оформления фасада: яркость и направленность солнечного света, текущее время суток и т.д.


Эта система по сравнению с другими имеет дополнительную возможность оформления фасада в виде создания анимации, позволяющей подчеркнуть особую индивидуальность фасада здания по сравнению с остальной массой аналогичных построек.

Еще одним типом уличного освещения фасадов является освещение входа в здание . И здесь возникает огромное количество профессиональных нюансов, правильное решение которых под силу только грамотным специалистам, поэтому лучшим решением будет доверить такую работу им.

Динамическая подсветка очень хороша как для освещения зданий, так и для оформления мобильных сцен.

С появлением на свет различных светильников, многие владельцы загородных домов стали задумываться и о наружном освещении здания. Как показывает практика, наружная подсветка – это несколько лампочек, расположенных у ворот и над главным входом. Нередко можно увидеть и фонари, установленные вдоль дорожек. Продуманная система освещения – это надёжный ориентир, помогающий передвигаться на приусадебном участке даже в темное время суток. А декоративное освещение вашего загородного дома поможет создать особую атмосферу. Но как же быть с тем, что свет забирает много электроэнергии? Не беда, ведь современные технологии позволяют создать уникальный светодизайн с экономией электроэнергии и средств.

  • регулирование яркости освещения;
  • использование солнечных батарей;
  • регулировка время работы лампочек;
  • включение подсветки посредством датчиков движения или при наступлении темноты;
  • возможность создания на участке фееричных спецэффектов.

Создать проект наружного освещения можно самостоятельно. Но если таким делом вы раньше не занимались, следует всё же обратиться за помощью к специалистам. Ведь декоративное освещение загородного дома очень сложный процесс, требующий безопасности и необходимого светового потока. Существует множество специальных организаций, помогающих воплотить в жизнь любые идеи быстро и безопасно.

Виды уличного освещения

Уличное освещение представлено в двух видах:

  • утилитарное (функциональное);
  • декоративное

Функциональное освещение участка обеспечивает безопасность передвижения по участку, когда на улице темно. Для того чтобы было комфортно и безопасно находится возле дома, то следует освещать крыльцо здания, подъезд к гаражу, а также садовые дорожки. Если вы ищите простой и недорогой вариант, тогда вам достаточно будет равномерно распределить светильники вдоль дорожек.

Декоративное освещение, которому, собственно, посвящена статья, позволяет сохранить красоту, изысканность, а также индивидуальность приусадебного участка. С помощью грамотного распределения подсветок цветников, клумб, фонтанчиков, а также садовых скульптур создается неповторимый ночной образ участка, который существенно отличается от дневного внешнего вида двора. Вы сами вправе решать, какой облик будет принимать двор – романтичный, таинственный, драматичный или праздничный.


Основные моменты, о которых нужно помнить:

  • Для фасадного освещения лучше использовать светильники, сделанные из таких материалов, как: цветное стекло, пластмасса, керамика. Также отличными вариантами станут различные рассеиватели, с помощью которых создаются интересные световые эффекты.
  • Декоративные светильники не стоит использовать в качестве источников общего или рабочего света.
  • Не устанавливайте лампы на каждом шагу. Ведь наружная подсветка кроме облегчения перемещения по участку, должна подчеркивать лучшие стороны экстерьера и ландшафтного дизайна.
  • Не увлекайтесь осветительными приборами, превращая ночь в день. Лучше установите один-два прожектора у входа, а для придания освещенности садовым дорожкам или пруду выберите небольшие приглушенные фонарики. Такое сочетание будет кстати, если вы хотите любоваться не только прекрасным видом приусадебного участка, но и красотой ночного звёздного неба.


Лучшие идеи декоративного освещения

Независимо от того, будете вы сами создавать светодизайн или с помощью специалистов, стоит всё же оставлять место и для экспериментов. Ведь индивидуальный подход поможет из нескольких светильников сделать настоящую «изюминку», которая понравится как всем домашним, так и гостям. Вы даже можете взять несколько идей и соединить их в одно целое. Выйдет весьма неординарное освещение. А источники вдохновения вы можете почерпнуть из готовых проектов ландшафтного дизайна, которые мы с вами рассмотрим ниже.

Подсвечивание растений. Довольно интересно смотрятся деревья, кусты и клумбы с подсветкой. Для создания такого эффекта установите на земле маленькие прожекторы. Устанавливать их рекомендуется в небольших углублениях.

Подсвечивание водоемов. Подсвеченная вода – зрелище неописуемое. Если на вашем приусадебном участке имеется бассейн, маленький прудик или фонтан, тогда установите там небольшие лампочки. Они способны кардинально преобразовать ваш участок.

Украшение территории вокруг дома без светильников, прожекторов и ламп. Для освещения участка можно использовать светодиодное освещение. Это по своей сути скрытая подсветка, которую зачастую прячут в клумбах, на деревьях, кустарниках. В таком случае светодиодные низковольтные лампы могут держаться на камнях, ветке или же на специальной конструкции здания. Светодиодная подсветка позволяет преобразовывать участок, как душа пожелает.


Украшение сада. Особого внимания заслуживает и сад, который служит источником для вдохновения. Здесь, пожалуй, можно позволить своей фантазии разгуляться. Украсить сад дизайнерскими осветительными приборами или самодельными? Почему бы и нет? Только, украшая участок, не забывайте о следующих нюансах:

  • На открытых террасах, площадках, беседках, патио, а также в других местах отдыха отдавайте предпочтение мягкому рассеянному свету. Лучше если он будет теплого тона. С помощью приглушенного света создается уютная атмосфера, располагающая к непринуждённой беседе с родными и близкими, а также к хорошему времяпровождению.
  • Выбирая освещение сада разными цветами, используйте 2-3 оттенка, гармонично дополняющих друг друга. Если участок будет светиться всеми цветами радуги, то он будет выглядеть не натурально.
  • Если намечается праздник, и вы хотите по-особенному украсить территорию, возьмите гирлянды и светодиодные полосы, затем развесьте их на деревьях, в беседке или же по периметру патио.

Итоги

Создать уютную и особенную атмосферу на загородном участке совсем несложно. Главное, к созданию проекта распределения света приступить еще в начале зарождения концепции ландшафтного дизайна. Планировку освещения лучше выполнять вместе с планированием проектами таких объектов, как беседки, террасы, садовые дорожки, патио. И тогда получится красивая ландшафтная картина, которая позволит окунуться в особую атмосферу.