Надо ли ездить с ближним светом днем? Условия движения и дорожные ситуации Езда с включенным светом фар в беларуси.

138. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, независимо от освещенности дороги, на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие приборы:

138.1. на механических транспортных средствах – фары дальнего или ближнего света;

138.2. на велосипедах – фары и фонари;

138.3. на прицепах – габаритные огни.

139. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

139.1. в населенных пунктах, если дорога освещена;

139.2. при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

139.3. если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство;

139.4. в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

140. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дороги или в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

141. Если габаритные или стояночные огни неисправны, транспортное средство должно быть отведено за пределы дороги, а если это невозможно, то его необходимо обозначить согласно требованиям пунктов 45 или 46 настоящих Правил.

142. Противотуманные фары на транспортном средстве могут использоваться водителем:

142.1. в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним светом фар;

142.2. в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним светом фар;

142.3. вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 143 настоящих Правил.

143. При движении в светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства дневные ходовые огни или ближний свет фар должен быть включен:

143.1. на мотоциклах и мопедах;

143.2. при движении в организованной транспортной колонне;

143.3. на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу движению;

143.4. при организованной перевозке групп детей;

143.5. при перевозке опасных грузов, движении крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;

143.6. при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);

143.7. во время обучения вождению на дорогах;

143.8. на механических транспортных средствах при организации временного их движения по встречной полосе;

143.9. на механических транспортных средствах на период с 1 ноября по 31 марта, а также во время проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

144. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители оперативных транспортных средств при выполнении служебного задания.

145. Задние противотуманные фонари на транспортных средствах могут применяться только в условиях недостаточной видимости.

146. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

147. Проблесковый маячок оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге, а также на транспортных средствах при перевозке опасных грузов, при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств в случаях, предусмотренных соответствующими правилами.

148. Звуковые сигналы могут применяться только для:

148.1. предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

148.2. предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

149. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – переключение фар с ближнего света на дальний.

150. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, толкающие автомобиль, могут осуществлять движение как можно ближе к правому краю проезжей части дороги, если приводимые ими в движение транспортные средства обозначены габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами).

Другие главы ПДД Республики Беларусь

Глава 1 ПДД РБ Общие положения Глава 2 ПДД РБ Права участников дорожного движения Глава 3 ПДД РБ Обязанности водителей Глава 4 ПДД РБ Обязанности водителей и иных участников дорожного движения в особых случаях

Требование иметь в автомобильной аптечке презерватив отменили десять лет назад, хотя народный фольклор еще помнит странную повинность для водителей. А в автошколах уже не учат особенностям работы четырехтактного двигателя. И пресловутый дорожный фонд ушел в архив. Вспоминаем, отмена каких важных устоев коснулась большинства водителей в Беларуси.

Презервативы в аптечке больше не нужны

В начале 2000-х в обязательном перечне, который каждый водитель должен был иметь в автомобильной аптечке, среди лекарств и бинтов вдруг появился пункт о наличии презерватива. И это не шутка! Отправляясь в поездку, нужно было позаботиться о наличии этого средства контрацепции.

На самом деле логика была: таким образом популяризировалась идея безопасного секса. Включение презервативов в автомобильные аптечки стало частью кампании по профилактике ВИЧ/СПИД. Не так уже важно, что выполнялось требование далеко не всегда, но говорили о нем многие. И шутили, к слову, тоже.

Ровно десять лет назад, в 2008 году, Министерство здравоохранения утвердило новый перечень лекарственных препаратов, которые должны быть в аптечке. Тогда же из него исключили презервативы.

Напомним, что обычно содержимое аптечки проверяют при прохождении техосмотра. Сотрудник станции диагностики вправе убедиться в наличии каждого медикамента и средства из приведенного перечня, вплоть до проверки срока годности. Аналогичные полномочия есть у сотрудников ГАИ.

И это как раз не ноу-хау. В странах Западной Европы тоже строго следят за содержимым автомобильной аптечки. Героиня одного из наших Антье Зоммерфельд (немка, прожившая в Беларуси пять лет) вспоминала, как однажды ее оштрафовали в Германии за то, что в принадлежащей ей машине находилось просроченное лекарство.

Доверенность больше не спрашивают

Многие водители уже не помнят, когда именно отменили необходимость иметь доверенность при управлении автомобилем, зарегистрированным на другого человека. При введении данной нормы, в смутные времена, это была жизненная необходимость и перестраховка - машину могли отобрать силой или угнать.

Постепенно волна дорожного криминала сошла на нет, и автомобилисты уже не понимали, зачем среди водительских документов нужно иметь бумажку, заверенную нотариусом.

Это сильно затрудняло жизнь, если необходимо было срочно сесть за руль чужой машины (без присутствия хозяина).

В конце концов формальность отменили, что облегчило жизнь многим белорусам. Теперь для управления автомобилем, зарегистрированным на другого человека, достаточно иметь свидетельство о регистрации (техпаспорт), обязательную страховку и сертификат о прохождении техосмотра, а также права и талон.

Перестали продавать «Нормаль-80»

А пять лет назад на белорусских заправках перестали продавать бензин «Нормаль-80». Обоснование было таким: данный вид топлива экологически вреден, не отвечает современным стандартам, к тому же спрос на него многократно снизился.

Одновременно нефтеперерабатывающие предприятия заявили о выпуске в больших объемах высокооктановых марок бензина АИ-92 К5, АИ-95 К5, АИ-92 К5 Евро, АИ-95 К5 Евро. Это, в свою очередь, привело к отсутствию технической возможности производства автобензина «Нормаль-80», имеющего низкую добавленную стоимость. Новое оборудование на заводах было выведено на проектную мощность.

Впрочем, до сих пор некоторые автомобилисты со стажем интересуются, куда подевалась старая добрая «Нормаль-80» (или даже АИ-76). «Почему 80-й бензин не продается на заправках? У меня „Москвич-412“, и ему другой не подходит», - в частности интересовался один из водителей.

Ответ специалистов «Белнефтехима» был таким: «По данным основных производителей карбюраторных двигателей для автотехники, все модели выпускаемых в настоящее время двигателей могут эксплуатироваться на автобензине АИ-92 (Регуляр-92), а произведенные ранее, в том числе и на автомобиле „Москвич-412“, допускают использование высокооктановых бензинов при условии регулировки установочных параметров двигателя».

К слову, на заправках стран Западной Европы уже не найдешь бензин с октановым числом ниже АИ-95. Однако в Беларуси разговоры об ограничениях продаж 92-го пока не ведутся.

Не нужно включать свет фар

Обязанность ездить с ближним светом фар (с 1 ноября по 31 марта) круглосуточно вменили в 2003 году. Инициаторы ссылались на европейский опыт, который считался положительным.

Спустя год после нововведения сотрудники ГАИ докладывали: на 4% снизилось число учетных ДТП, совершенных в светлое время суток, на 3% - количество наездов на пешеходов, на 7% - лобовых столкновений, на 25% - жертв аварий.

Однако в ноябре 2004-го Александр Лукашенко возмутился тем, что водителей обязывают ездить с включенным светом фар и днем. В частности, он тогда сказал: «Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет - лучше не придумаешь, и машина едет с включенными фарами. И терзают граждан, которые сегодня за рулем автомобилей. Вы посмотрите, кого вы посадили за автомобиль, и понюхайте их хорошенько. И кто вам вообще дал право менять правила дорожного движения?»

Тональность комментария Натальи Петкевич (работавшей в то время пресс-секретарем президента) была более официальной: «Правила о том, что транспортным средствам необходимо передвигаться в светлое время суток с включенными фарами, вызывали возмущение и недоумение как у водителей, так и у пешеходов. Тем не менее безопасности движения это не прибавляло... Из правил дорожного движения должны быть исключены все те абсурды, которые не создают дополнительных условий для безопасности движения, а просто мешают как пешеходам, так и водителям».

Вскоре данный пункт в ПДД был скорректирован. Сейчас он звучит по-другому и обязывает всех водителей включать ближний свет фар в светлое время суток во время проведения спецмероприятий (как правило, акций ГАИ).

В автошколах скорректировали учебную программу

Раньше в автошколах довольно глубоко изучали конструкцию машин. Можно было видеть, как курсанты зубрят устройство карбюраторного двигателя. Кое-где со старых времен остались плакаты и стенды, которые сейчас скорее выполняют роль декораций.

Развитие автомобилизации, повышение качества услуг сервиса и распространение служб эвакуации сделало многие требования морально устаревшими, и учебную программу скорректировали. В самом деле, зачем современной автомобилистке знать, как поменять свечи или масляный фильтр, если это быстро и качественно сделают специально обученные люди.

Как рассказали нам специалисты, задействованные в обучении курсантов, сейчас на изучение автомобиля отведено пять часов теории и один час практики.

Однако сами курсанты говорят, что сегодня на эту тему редко отводят время. А потом сотрудники СТО рассказывают анекдотичные случаи про деталь 710. Реальная история одного курсанта автошколы: «На одном из последних занятий преподаватель спросил, все ли знают принцип работы сцепления. Точнее, что происходит, если выжать педаль. Все в голос завопили: „Да-а-а, диски сжимаются“. Правильный ответ я узнал совсем не в автошколе, а у стороннего инструктора».

Дорожный фонд и его ликвидация

Отмена единого дорожного фонда аукнулась сначала на качестве дорог, а потом на карманах автомобилистов. Раньше деньги поступали за счет акцизов на бензин и некоторых налогов, оплачиваемых при покупке машины. Когда эти сборы отменили, многие поспешили обрадоваться.

Тем не менее дорожники сетовали, что отмена фонда больше всего сказалась на местных дорогах, в результате чего финансирование их содержания значительно уменьшилось.

А через несколько лет решено было поддерживать состояние дорог за счет госпошлины, которую стали взимать при оплате техосмотра. Тогда многие автомобилисты решили отказаться от ТО. По данным «Белтехосмотра», более половины зарегистрированных машин в прошлом году не показывались на станциях диагностики.

Процедуру взимания госпошлины решили срочно скорректировать. Теперь оплату хотят отвязать от прохождения ТО, а систему взимания денег за эксплуатацию трасс сделать более гибкой.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием детей Госавтоинспекция с 25 мая по 5 июня по всей республике проведет специальное комплексное мероприятие «Внимание - дети!» , сообщила порталу старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г.Минска Виктория Царук.

"Сотрудники органов внутренних дел совместно с педагогами проведут различные профилактические мероприятия, беседы, акции, круглые столы в учреждениях образования, где напомнят ребятам основные для них правила дорожного движения, безукоризненное соблюдение которых позволит им избежать травм на дорогах в период летних каникул", - рассказала В.Царук.

Она добавила, что стражи порядка также посетят трудовые коллективы и родительские собрания, где напомнят взрослым о том, что для них наступает очень серьезное и ответственное время, когда они должны будут приложить максимум усилий, чтобы с их детьми не случилось беды.

Особое внимание, по словам В.Царук, будет уделено правилам безопасной перевозки юных пассажиров. Также наряды дорожно-патрульной службы будут приближены к местам массового скопления детей. Традиционно милиционеры примут участие в торжественных линейках, посвященных праздникам "Последний звонок".

"Анализ обстановки в сфере дорожного движения свидетельствует о том, что в мае-июне в связи с окончанием учебного года возможно обострение проблемы детского дорожно-транспортного травматизма", - отметила старший инспектор.

В связи с этим Госавтоинспекция напоминает всем водителям о необходимости передвижения в светлое время суток с включенным на транспортном средстве ближним светом фар или дневными ходовыми огнями (при их наличии) в период проведения специального комплексного мероприятия (п.166.9 Правил дорожного движения Республики Беларусь).

ГАИ также обращается с просьбой к родителям не оставлять своих детей без присмотра и постоянно держать их на контроле. "Обязательно повторите со своим ребенком основные правила безопасного поведения на дороге, как необходимо вести себя на дворовых территориях, где безопасно играть в мяч, кататься на велосипеде, роликах, самокате и т.д. Несмотря на свои заботы, вечную спешку, необходимо не забывать о своих детях. Повторите со своим ребенком еще раз правила перехода через дорогу, проверьте, правильно ли он их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях", - призывают правоохранители.

По данным ГАИ, за 4 месяца текущего года с участием детей в возрасте до 18 лет на территории Минска зарегистрировано 11 дорожно-транспортных происшествий, в которых 6 детей-пешеходов, 4 ребенка-пассажира и 1 ребенок-велосипедист получили травмы различной степени тяжести. Из 11 ДТП с участием несовершеннолетних 2 произошло по вине детей.

Мы пережили очередную акцию ГАИ "Внимание - дети!". Впереди - бесконечное множество таких мероприятий, традиционно повторяемых в начале и конце учебного года. В это время помимо прочих профилактических штук водители обязаны включать ближний свет фар.

Требование это нужное и полезное, и все старания, направленные на снижение числа ДТП с участием детей, как показывает статистика, дают свой результат. В Минске , к примеру, за 7 месяцев 2017 года число таких аварий по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 30,4% (в 2017-м - 16 ДТП, в 2016-м - 23), сократилось количество раненых детей на 27,3% (16 детей, в 2016-м - 22), а погибших - на 100% (нет погибших, в 2016-м - 1 ребенок).

Одним словом, дети живы, отчеты прекрасны, но так ли однозначна ситуация с ближним светом?

Предполагается, что дважды в год в среднем по 10 дней водитель должен не забыть включить фары, иначе штраф. Кстати, сколько водителей получают такое взыскание, нигде не сообщается.

А ведь скоротечность акций не позволяет довести действие по включению ближнего света до автоматизма, некоторые просто забывают повернуть выключатель. А другие справедливо возмущаются: да, во время акций они должны ездить со светом, но обязанности отслеживать сроки проведения акций у водителя нет.

Идем дальше. Акции заканчиваются, но ведь дети продолжают ходить в школу. И едва ли ноябрьская морось, поздние рассветы и ранние сумерки более благоприятны для участников дорожного движения, нежели сентябрьские солнечные деньки.

Водителям в таком случае стоит зажигать фары в условиях недостаточной видимости. Кто забыл - это 300 метров. При такой размытой формулировке есть где разгуляться фантазии. Ведь 300 метров "на глаз" - это могут быть совершенно разные расстояния, да и понятие видимости для каждого свое. Поэтому на это требование ПДД принято смотреть спустя рукава, нередко в осенне-весенний период особо экономные товарищи считают безопасным и допустимым не включать фары.

Чувствуете разницу? Кто-то "попал под раздачу" днем 1 сентября, а кто-то "ездит по Правилам" в сером ноябрьском рассвете. И это мы еще не упомянули про доказанность того, что даже при ярком солнце !

Весь этот ворох проблем, взаимных претензий и недовольства можно было бы запросто решить одним простым действием: сделать ближний свет обязательным как минимум на время учебного года. Идея вовсе не новая, история у нее печальная. Всю подноготную ее мы вспоминали . С тех пор как руководитель страны высказал свое личное критическое мнение по поводу ближнего света, в ГАИ стали всех отсылать к законодателю: мол, мы же всегда за, но мы только исполнители.

Здесь можно было бы плюнуть в лицо бюрократической системе и понадеяться на здравый смысл, ответственность и добросовестность водителей… Но опросы показывают, что желание быть более бдительным, чем прописано в Правилах, пока нам не присуще, а доводы кошелька еще весомее.

Результаты опроса на тему "Включаете ли вы днем ближний свет фар?" показали, что 29 и 25% водителей делают это, если видимость недостаточная или проводятся специальные акции. Только каждый пятый зажигает ближний свет всегда, еще у 15% фары включаются автоматически. 7% респондентов признались, что результат зависит от того, не забудут ли они повернуть выключатель, а 4% вообще до темноты ездят без света.

Примечательно, что за последние два года настроения людей практически не изменились. На вопрос тогда тоже однозначное "да" сказала только треть респондентов.

Ну нет, так нет. В общем-то, люди всегда делились на две группы. Первые предпочитают брать на себя ответственность за свою жизнь и жизнь близких и задолго до ПДД самостоятельно пришли к мысли, что ребенок и пассажиры в автомобиле должны быть пристегнуты, что резина должна быть по сезону, а фары включены. А вторые наивно передают свою судьбу в чужие руки. Да, в те самые окостенелые государственные руки, что не могут своевременно отредактировать ПДД.

В связи с окончанием учебного года и началом летних каникул ГАИ с 25 мая по 5 июня проведет специальный комплекс мероприятий "Внимание - дети!". Основная цель - предупреждения ДТП с участием несовершеннолетних.

В эти дни водители в обязательном порядке должны передвигаться с включенным светом фар или дневными ходовыми огнями в любое время суток (п.166.9 ПДД). Об этом аbw.by сообщили в УГАИ МВД. За невыполнение требования грозит штраф до двух базовых величин (до 49 руб, ч. 3 ст. 18.14 КоАП Беларуси.).

В этом году профмероприятия начнутся Единым днем безопасности дорожного движения, который пройдет 25 мая под девизом "Сделаем лето безопасным вместе!.

Госавтоинспекция призывает водителей быть предельно внимательными при движении вблизи детских учреждений, проезде нерегулируемых пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и особенно во дворах.

Особое внимание будет сосредоточено на проведении профилактической работы с родителями. Милиционеры посетят трудовые коллективы и родительские собрания, разъяснят взрослым причины и последствия ДТП с участием детей, напомнят о правилах безопасной перевозки несовершеннолетних, ответственности за нарушения ПДД, а также о необходимости личного примера правильного и безопасного поведения на дороге.

С начала текущего года на дорогах страны погибло 6 детей, 125 несовершеннолетних получили травмы.

Анализ аварийности прошлых лет показывает, что характер распределения числа пострадавших в ДТП детей по времени года имеет ярко выраженный сезонный характер. В среднем 70% получают травмы на дорогах в шесть теплых месяцев года, с мая по октябрь, большая часть - летом, когда дети остаются без присмотра педагогов и родителей. В июне - августе 2017 года в ДТП погибло 7 детей (в 2016 г. - 7, в 2014 г. - 11).

Наибольшее количество происшествий с участием детей в летний период совершается с пятницы по воскресенье. Именно в эти дни необходимо усиленно контролировать досуг детей и подростков, исключить возможность доступа к ключам от автомобилей и мотоциклов.

Между тем в Минске позавчера произошел наезд на ребенка. Как сообщил на редакционный Viber 8 029 689 88 93 читатель, "ребенок был сбит напротив школы №51 на ул. Дроздовича, 3. В 18.30 в школе проходили родительские собрания для третьих классов, через несколько минут после начала один из учеников 3-го класса угодил под машину...

Школьника увезла реанимация. На месте работали ГАИ и Следственный комитет. Судя по всему, травму он получил серьезную. Саму аварию не видел, так как был уже школе, но похоже, под машину он угодил во время игр с другими детьми".

Автомобилист обратился к аbw.by: "Надеюсь, вы осветите важность подготовки детей к правильному поведению на дороге перед летними каникулами". Что мы и делаем...