"методика подготовки к егэ"- из опыта работы. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Обзор наиболее эффективных методов работы

при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию

Концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – история и обществознание. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании истории и обществознания.

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию? Кроме того, введение ЕГЭ и ГИА сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.

Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее эффективных методов обучения.

Следует отметить, что исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

Что движет учеником в процессе исторического познания?

В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса, активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы.

В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно угасает. Детская непосредственность трансформируется в подростковый нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных.

В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер, рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего образования. Отметка выступает не мотивом, а критерием качества знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация.

Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут достигнуть победы. Как показал анализ использования активных форм, более эффективным обучение было тогда, когда учащиеся:

могли связать новый материал с предыдущим;

заинтересованы в том, что делают;

четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

имеют самостоятельность в работе;

имеют возможность для развития нужных умений;

имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);

обеспечены разными видами деятельности;

имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

работают в подходящем для них темпе;

понимают когда и как будут оценены;

могут оценить собственные успехи.

В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.

Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по истории России начала 20 века надо дополнить предложение «Самым сильным в экономике классом является……., так как……», по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)

Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.

Предлагаю вашему вниманию несколько педагогических приемов, исходя из типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.

1) В части А и С на ЕГЭ и ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, использование «понятий-кентавров», объединяющих признаки близких по значению, но качественно различных понятий.

Поэтому очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся могут вести специальные словари терминов , по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура и др.). Важно фиксировать различные значения этих понятий, выявлять их соотнесенность, иерархичность.

2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме. Первые задания С– требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, – о его неготовности без посторонней помощи работать с научной литературой.

Поэтому, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе (например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов - М., 2004), а может составить сам. Можно также использовать следующие развивающие приемы:

- «Я учитель». В зависимости от сложности темы этот методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему. Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили. Желательно, чтобы учащиеся отвечали его своими словами, а не книжными формулировками. Лучше использовать такой прием при работе класса с текстом учебника или документа на уроке.

- «Ступеньки интеллекта». После прохождения определенного этапа урока или этапа учебного материала учитель предлагает ученикам составить «наводящие» вопросы по определенной теме. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать такие вопросы, которые помогают при ответе на заданную тему, но не дают исчерпывающего ответа. Такой методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.

3) В части 2 (В) экзаменационной работы труднымидля учащихся являются задания на определение последовательности событий. Эти умения, несомненно, во многом базируются на знании фактов. При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц , где необходимо соотнести частные события и общие исторические процессы, выстраивание событийных рядов в конце изучения какого-либо длительного процесса и др. Эти приемы могут оказаться эффективными и при выполнении других заданий части В (соотнесение информационных рядов, работа с таблицей).

4 ) В 2013 г. планируется введение в часть 2 экзаменационной работы на ЕГЭ заданий на работу с картографической и иллюстративной информацией. В связи с этим нововведением надо сказать о возможных направлениях подготовки к выполнению подобных заданий. Работа по подготовке к выполнению заданий с картографической информацией может проводиться с использованием настенных и электронных карт, атласов и контурных карт. Но формы работы с исторической картой должны быть разнообразнее.

Прежде всего, необходимо научиться проводить атрибуцию исторической карты в целом и информации, представленной на карте.

Затем следует приступать к выполнению заданий, предполагающих:

Самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

Нанесение объектов на контурную карту;

Ответы на вопросы по исторической карте и др.

Эти виды работы должны проводиться в связи с изучаемым в данный момент учебным материалом, почти на каждом уроке учителя, начиная с младших классов, должна присутствовать работа с картой. Учитель не должен забывать и о необходимости работы с иллюстративным материалом.

Не менее важна работа с иллюстративным материалом, связанного с культурой. Здесь эффективное изучение может быть достигнуто только в рамках ярких уроков с большим количеством иллюстративного материала, включением проектного метода. Можно при изучении социально-экономических, политических аспектов истории обратить внимание учащихся на то, как отразились конкретные события и явления в литературе, архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и т.д. Так, например, интеграция культурного компонента истории весьма уместна при изучении древнерусской истории, борьбы с захватчиками, объединения русских земель, истории XVI–XVII вв., петровских преобразований, просвещенного абсолютизма, Отечественной войны 1812 г. и многих других тем. Если учитель будет, таким образом, регулярно обращаться к культурным аспектам истории, а не просто проходить все вопросы истории культуры на немногочисленных и, главное, не самых важных уроках, то он сумеет добиться формирования у учащихся устойчивых связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Еще одним важным следствием станет то, что факты политики, экономики, социальных отношений благодаря «связке» с культурными явлениями также лучше запомнятся учащимся.

Здесь на помощь учителю придут наглядные пособия, фотографии, видеоматериалы, экскурсии, информация из сети Интернет и т.д. Но в условиях реального недостатка учебных часовна отработку материала по изучению культуры, можно восполнить этот пробел на внеклассных мероприятиях.

5) Наихудшие результаты в части 3 были показаны выпускниками 2012 г. при выполнении задания-задачи С4. Педагогам, работающим над формированием умения анализировать историческую ситуацию, которое необходимо при выполнении данного задания, рекомендуется обратиться к методическим разработкам О.Ю.Стреловой (см.:«Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки». Хабаровск: Частная коллекция, 2006 ). При анализе исторической ситуации необходимо внимательно изучить все ее элементы и сделать выводы, а не пытаться вспомнить готовые выводы из учебника. Чтобы на уроках у учащихся не было возможности вспомнить выводы в готовом виде, по-видимому, учитель должен подбирать для анализа ситуации незнакомые, не описанные в учебной литературе. Если работа будет организована таким образом, то она не будет сведена к припоминанию заученного материала, а действительно будет являться анализом ситуации. Анализ должен быть полноценным, что предполагает выделение всех характеристик исторической ситуации: времени , места действия, событий или совокупности событий, определивших содержание конкретной ситуации; людей , социальных групп, причастных к данной ситуации; материальных предметов , имевших отношение к деятельности людей в этой ситуации; источников , в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, и т.п. На основе анализа всех перечисленных характеристик делается вывод о причинах, последствиях, историческом значении ситуации.

6) Еще одним трудным для учеников заданием стало задание на сравнение исторических объектов. Необходимо отметить, что учитель должен заниматься не подготовкой учащихся к выполнению тех или иных заданий КИМ, а формированием самих умений. Для полноценного сравнения двух объектов необходимо указывать линии, критерии сравнения.

7) Серьезные трудности у выпускников вызывает также задание на анализ исторических версий и оценок. От выпускника при выполнении данного задания требуется умение аргументировать выбранную точку зрения. Важно, чтобы при аргументации использовались именно конкретные факты, а не обобщенные положения. Учитель должен обращать внимание на логичность построения аргументов, наличие и качество логических связок. Для формирования данного умения необходимо проведение дискуссий, дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в реальной, живой дискуссии, что, несомненно, активизирует процесс мышления, заставит предвидеть контраргументы оппонента. И если работа по формированию навыка аргументации проводится учителем систематически, то он добьется желаемого результата.

8) Отдельно следует остановиться на новом задании, введенном с 2010 года – задании ЕГЭ по обществознанию С8 и С5на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения внутрикурсового материала, материала из смежных учебных дисциплин, а также, по возможности, оперативных знаний по обществознанию, получаемых из СМИ. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса.

Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала. Каждое из названных умений является достаточно сложным для освоения и, конечно, требует отдельной работы над его формированием. Нельзя, не отработав каждое из названных умений по отдельности, сразу требовать от учащихся выполнения заданий по составлению сложного плана по определенной теме. Необходимо отметить, что для составления плана необходимо не только обладать умениями, но и хорошо знать историю.

При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах следует выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставлять их работу без внимания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана.

Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание , стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.

9) Следует обратить внимание на еще одно новое «трудное» задание по истории – С6-историческое сочинение. Как отмечалось, невысокие результаты его выполнения связаны с недостаточной сформированностью у выпускников умения обобщать историческую информацию. Очень часто выпускники просто перечисляли факты из биографии исторического деятеля, но не указывали направлений и результатов деятельности. Умение обобщать информацию в различных контекстах и формулировать результаты этого обобщения является важным во многих видах деятельности. Безусловно, существует огромное количество приемов и методов, которые можно использовать. Прежде всего, необходимо обратить внимание на эффективность использования повторительно-обобщающих уроков. Это учебное время отводится для того, чтобы на основе фактов, которые выпускники уже знают, сделать обобщения и выводы, а также повторить те выводы, которые были сделаны в процессе изучения темы. На этих же уроках можно вспомнить и основных деятелей изученного периода. Готовясь к выполнению задания С6, необходимо уяснить значения понятий «направления деятельности» и особенно «результаты деятельности». Приступая к выполнению данного задания, необходимо выработать для себя алгоритм действий, который может совпадать с формулировкой задания.

1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. Этот алгоритм структурирует работу, не позволит пропустить какой-либо ее этап. Но в условиях насыщенности учебного материала нет возможности часто проводить повторительно-обобщающие уроки. Поэтому такой алгоритм изложения темы можно давать на уроках изучения нового материала, включая в задания для учащихся работу по определению оценок действий исторических личностей.

10) Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию –эссе.

Готовить учащихся к выполнению такого рода заданий необходимо также, начиная с 8-9-х классов. Следует использовать следующий прием . После прохождения некоторых тем учащимся предлагается доманаписать рассуждение по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои ответы. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбирает выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся).

Кроме того, для подготовки к написанию эссе можно использовать технологию ПОПС,при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

    П -позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

    О -обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

    П -пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

    С -следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность, которая соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования и ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А, В и С.

На уроках и во внеурочной деятельности применение проектной технологии способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой), что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ГИА, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами:развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

Серьезной ошибкой педагогов, работающих над формированием умений учащихся, является использование ими на уроках исключительно заданий, составленных на основе КИМпо истории и обществознанию. Дело в том, что задания КИМ созданы именно для измерения знаний и умений выпускников, но они не являются обучающими.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!

Эффективные методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное. УЧИТЕЛЬ МКОУ СОШ № 1 с. п. НАРТАН КАРАГУЛОВА А. М.

Комментарии к заданиям ЕГЭ от И. П. Цыбулько. o o o o o o 1. Совмещает задания А 27 и А 6. За это задание дается 2 балла. Обратить внимание на то, что ответов будет 2: информация будет выражена сложным предложением и предложением с причастным оборотом. № 2. обратить внимание учеников, что в задании нет нумерации вариантов ответа. № 3. – без комментариев. № 4. Не принципиально, как написать слово: рв. Ала или рвала. № 5. В новой демоверсии (октябрьская) в задании появилось слово «паронимы» , чтобы ученики, исправляя слово, не использовали синонимы или просто слова с другим корнем. № 6. выписать в исправленном виде. № 7. Обратить внимание, что позиции в этом задании будут такие же, как в ДЕМО. (Других вариантов не будет!!!) № 8. В задании на корни будет только вариант «Найти проверяемую гласную корня» . № 9. В задании будут не только те приставки, что в ДЕМО, но и на -и, -ы после приставок, и на Ъ и Ь знаки. (все, как в задании на приставки раньше). № 10 и 11. важно написать слово (выбранное) без ошибок. Если с ошибкой, то задание обнуляется. № 12, 13. В формулировке задания всегда будет СЛИТНО. В 12 – ищем 1 слово, в 13 – 2 слова. № 15. За задание 2 балла. Задание объединяет в себе два из прошлого года: на запятые в ССП и предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однор членами. № 16. Только знаки препинания причастных и деепричастных оборотах. (не тратьте время на уточнение, дополнение, приложение и т. д.) № 17, 18. без комментариев. Изменений нет. № 20. Выписываем номера ответов. Их может быть 2 или 3. № 21. Как и за предыдущем, ставится только 1 балл, хотя ответов несколько. Если хоть один ответ неправильный, задание обнуляется. № 22. Могут быть: синонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, разговорная лексика, жаргонизмы. № 23. Задание ориентировано на связь с морфологией!!! № 24 (В 8 без изменений) Обратить внимание учеников, что максимальный балл (первичный) – 56. (64 в предыдущие годы). Соответственно цена ошибки станет намного больше, нежели раньше.

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ o Организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ o Мониторинг успеваемости и качества o Индивидуальные консультации для учащихся o Дополнительные занятия o Разработка памятки для учащихся o Использование дифференцированного подхода при проведении уроков o Работа со слабоуспевающими учениками по итогам диагностических работ o Информирование учащихся и родителей о ресурсах интернета

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДИСКИ, ДЕМОВЕРСИИ РЕПЕТИТОР ПО СКАЙПУ Семинары практику мы (темы выбирают уч-ся) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (2 раза в неделю) МИНИЛЕКЦИИ (ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ) ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБНЫХ ЕГЭ (2 РАЗА В МЕСЯЦ) ТРЕНИРОВОЧНОДИАГНОСТИЧЕСКА Я Творческая лаборатори я (задание. С)

Памятка для выпускника. o o o o o Сосредоточься! Постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по силам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы! Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг"). Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Сочинение. Пиши то, что от тебя ожидают, если хочешь получить то, что ожидаешь ты Выполняя задание 25, не нужно: o оригинальничать, самовыражаться любой ценой; o стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта; o вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями; o оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности; o пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения; o демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность; o писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем. o Всё это можно делать в декабрьском сочинении!

Апелляция. o Часто на апелляцию возлагают необоснованные надежды. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. Баллы, выставленные ими за каждую работу, сравниваются. Если обнаруживается расхождение в оценке, то работа проверяется третьим экспертом. o Поверьте, маловероятно, что прекрасная работа будет недооценена. Ни один профессионал не оставит незамеченной работу, которая хоть как-то выделяется из потока довольно беспомощных работ.

Ресурсы сети интернет o o o o http: //www. spora 07. narod. ru/Index. html- представлены материалы по функциональным стилям языка. http: //vedi. aesc. msu. ru/russian/index. php- система дистанционного обучения «Веди» -русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании (работа с текстом, со словом, поиск правил, звуковые комментарии, результаты работы. http: //collection. edu. yar. ru/catalog/rubr/69 d 1277 e-dfb 0 -65 fd-a 6 da 6 baa 91 ee 5 c 76/109326/? interface=themcol- сборник диктантов с прослушиванием для 8 -11 классов с последующей проверкой. http: //www. gramota. ru/class/coach/idictation/- справочно –информационный портал Gramota. ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, взятые из художественных текстов с правильным выбором ответа и последующей проверкой. http: //www. gramota. ru/class/coach/idictation/45_80 -справочно–информационный портал Gramota. ru- русский язык для всех. Орфоэпические диктанты. Ребятам необходимо указать место ударения в выделенных словах текста. Существует проверка. http: //gramota. ru/class/coach/tbgramota/- справочно–информационный портал Gramota. ru -русский язык для всех. Орфографические и пунктуационные диктанты. Сначала предлагаются правила правописания или пунктуации, сформулированные специально для легкого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления с проверкой. http: //www. dofa. ru/open/book/1_russ/titul. htm#ogl- учебные и методические материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи» . Этот сайт

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Как должен строить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ успешно? Как легче подготовить к ожидающему их экзамену? Данными вопросами, как мне кажется, задаются сейчас учителя, которым предстоит подготовить учащихся к ЕГЭ. Эти приемы подготовки учащихся постоянно используются в практике преподавания русского языка.

Цель занятий по русскому языку в 10-11 классах - обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаем с информационного этапа. На этом этапе знакомим учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков мы включаем в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Диагностические тесты позволяют выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы выясняем группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что помогает не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия. Также знакомим учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, заданиями и бланками, показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. На уроках систематически обращаемся к отдельным заданиям ЕГЭ, которые во многом могут совпасть с реальной темой данного урока. Периодическое обновление методических копилок и стендов по ЕГЭ тоже очень помогает в работе. На заседаниях своего МО и ШМО обмениваемся педагогическим опытом и идеями по эффективной подготовке к ЕГЭ между учителями-предметниками. Всё выше перечисленное стараемся в работе своей школы применять в системе.

Проверочные задания в рамках Единого государственного экзамена обязательно должны соответственность основным целям школьного курса и содержанию образовательного стандарта по предмету.

Уровень подготовки по русскому языку определяем с помощью так называемого "мозгового штурма", диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного лингвистического анализа текста, тестирования, урока-зачета, урока-коллоквиума.

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. В предлагаемые КИМы включаем задания, проверяющие четыре компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую. Учитывая специфику контрольно-измерительных материалов, даем комментарий по всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваем наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.

Особое внимание уделяем подготовке к написанию сочинения-рассуждения, которое создаётся на основе текста. Для этого проводим предварительную работу: лингвистический анализ текстов публицистического, разговорного и художественного стилей, оцениваем высказывание с точки зрения языкового оформления, стараемся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на разных информационных носителях. Нацеливаем учащихся на способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинить ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбрать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка. Самостоятельно составленный учащимися текст даёт возможность судить об уровне развития, о его общей культуре, имеет ли личностную позицию и умеет ли её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно, если их позиции не совпадают.

Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку?

Задания по лексике предполагают работу со словом, а следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умение пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку.

Задание по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание как звуков, так и букв, знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами. Поэтому, зная подводные течения ЕГЭ, работу над фонетическим разбором слова активно веду, начиная с 5 класса в системе.

Большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.

Задания по словообразованию предназначены для проверки производить морфемный и словообразовательный анализ, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нем окончания. Трудности в определении способа словообразования кроются в неумении учащихся строить словообразовательную цепочку. Ведущим принципом здесь является «принцип матрешки», в которой самая маленькая матрешка - это корень, сразу «достать» который невозможно: надо снять с нее последовательно другие матрешки - служебные морфемы.

В тестах всех предыдущих лет морфология представлена в сокращенном виде, основное количество заданий носит орфографическую направленность. Поэтому материал здесь лучше представить в виде таблиц, поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы.

Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений.

Сложными для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.

Из опыта работы выношу следующее: целесообразно составить план подготовки к ЕГЭ. Например, я предлагаю следующий план:

1.Обучение правильному заполнению бланков регистрации и бланков ответов № 1 и № 2.

2.Языковые и лексические нормы. Значения слов (лексика) - работа с заданием 3,22.

3.Орфография.

Глагол и его формы;

Гласные в суффиксах;

Правописание приставок;

Безударные чередующиеся гласные, непроизносимые гласные и согласные в корнях слов;

Правописание НЕ и НИ со словами;

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Работа с заданиями 8-12.

4.Сложное предложение и пунктуация в нём. Задания 15,18,19.

5. Изобразительно-выразительные средства языка. Задание 24.

Кроме того, в моей практике есть и такая форма, как тетради-помощники, в которых отрабатываются наиболее трудные задания. Многократное обращение к тетрадкам-помощникам способствует лучшему запоминанию материала.

При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2.Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий - рассуждение, пояснительные и критические замечания).

4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

Важнейшая задача обучения школьников в условиях текстового подхода - формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе этих же слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.

Работа с текстом может проходить в следующих формах:

1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.

2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.

3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Спектр приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.

Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:

В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?

Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы (антонимы)?

В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? метафора?

На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи - помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи.

Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо основательно проработать.

Очевидно одно: единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку не существует, каждый педагог сам определяет для себя и своих учеников путь к успеху.

Большую помощь оказывают элективные занятия с учащимися. В 10-11 классах в нашей школе ведём элективный курс "Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения", помогающий ученикам глубже проникнуть в анализ уже прочитанных или читаемых произведений. Данный курсе включает разделы: "Литературное произведение как образ", "Художественная форма", "Художественное содержание", "Образ времени и пространства в произведении", "Образ персонажа", "Образ события". Они являются хорошим подспорьем в подготовке учеников к итоговому сочинению и подборе аргументов для 25 задания на ЕГЭ.

Элективный курс "Русское правописание: орфография и пунктуация", позволяет повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с предложенными заданиями.

Для учеников готовим папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываем, как создавать сочинение на основе текста, даём под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. Также предлагаем в помощь учащимся тексты-образцы. Хорошим моментом считаем практическую работу по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

Литература

1. Мальцева, Л.И., Смеречинская, Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. - Москва: Народное образование, 2015.- 231 с.

2. Мальцева, Л.И., Еремеева, Е.В. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. - Москва: Народное образование, 2016.- 92 с.

3. Открытый банк заданий ЕГЭ http://www.fipi.ru/

4. Цыбулько, И.П. ЕГЭ-2016. Русский язык. Отличный результат. - Москва: Национальное образование, 2016.- 124 с.

Одним из самых основных движущих факторов успешной сдачи экзаменов является мотивация будущего студента. Поскольку каждый ВУЗ акцентирует внимание на полученные баллы при ЕГЭ по «своим» профильным предметам, в первую очередь школьнику необходимо определиться с вузом и факультетом, на котором он будет получать высшее образование, и только потом – выбрать способ подготовки к ЕГЭ.

Способы подготовки к ЕГЭ

Существует несколько способов, как эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ 2015 года:

  1. Дополнительные занятия с репетиторами
  2. Посещение подготовительных курсов, которые есть в любом высшем учебном заведении
  3. Самостоятельная подготовка

Выбор способа подготовки зависит от уровня подготовленности будущего студента, его умения работать самостоятельно и материального благосостояния семьи.

На заметку! Перед выбором способа подготовки к ЕГЭ по какому-либо предмету, попробуйте обратиться к любому из авторитетных интернет-сервисов по подготовке к ЕГЭ, например, к этому. Здесь вы найдете тестовые задания по каждому предмету и сможете легко определить свой уровень подготовки и понять необходим ли вам репетитор или вы справитесь самостоятельно.

Независимо от выбора способа подготовки, чтобы эффективно подготовиться к ЕГЭ, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Следует организовать свое рабочее место – убрать со стола вещи, которые будут отвлекать внимание, на столе расположить необходимые учебники, справочные пособия, рабочую тетрадь и прочее
  2. Составить подробный план подготовки к определенному экзамену. Как это сделать, вы можете найти здесь:

На заметку! Чтобы более качественно подготовиться к ЕГЭ, рекомендуется начать с предмета, материал которого наиболее интересен. Это позволит выпускнику комфортно войти в подготовительный экзаменационный ритм

  1. Во время подготовки каждые 45 минут необходимо обязательно делать небольшие перерывы на 10 -15 минут, чтобы избежать эмоциональной и физической усталости. Узнать, как снизить во время экзаменов на грузку на организм, вы можете .
  2. Лучше всего готовиться к ЕГЭ, применяя метод 3-х цветных карандашей. Суть этого метода заключается в том, что необходимо отмечать определенным цветом вопросы, ответы на которые хорошо известны, следующим цветом — вопросы, которые слабо знакомы, и третьим цветом — те вопросы, ответов на которые вы не знаете. Затем, используя конспекты и учебники, следует проработать ответы на вопросы: от незнакомых до слабознакомых. Такой способ повторения учебного материала позволяет систематизировать знания.
  3. Для успешной сдачи ЕГЭ следует правильно психологически настроиться на позитивный результат. Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №5» г. Дагестанские Огни

Конкурс:

«Лучший инновационный образовательный проект»

Номинация: «Лучшая методика подготовки к ЕГЭ »

Тема: «Лучшая методика подготовки к ЕГЭ по математике »

учитель математики

МБОУ СОШ №5:

Гаджиева Айна Гюлахмедовна

Содержание

1) Введение

2) Тема презентации

3)

4) Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

5) Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

6) Методическая подготовка

7) Система работы.

8) Литература

1.Введение

Ведущая идея моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий. Работа над этой проблемой у меня началась несколько лет назад. Первоначально это было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение КИМ разных лет, опыта работы других учителей по этой проблеме. Затем начался поиск и отбор форм и методов обучения, которые мне казались эффективными. И только в 2014 году я начала реализовывать свои идеи в работе. Я остановлюсь на тех формах работы и технологиях, которые оказались, на мой взгляд, самыми эффективными.

Результаты ЕГЭ выявили ряд нерешенных проблем, характерных для подготовки различных категорий выпускников. Что позволяют высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания и подготовки учащихся средней школы.

    Необходимо совершенствовать методику формирования базовых умений, составляющих основу математической подготовки выпускников средней школы.

    Анализ результатов выполнения базовых заданий по курсу алгебры и начал анализа показал наличие положительной динамики в овладении материалом раздела «Тригонометрия»». В настоящее время вызывают тревогу низкие результаты выполнения заданий на решение иррациональных уравнений и логарифмических неравенств. Следует обратить внимание на обеспечение более прочного усвоения учащимися стандартных алгоритмов решения этих уравнений и неравенств.

    Геометрическая подготовка выпускников школы продолжает оставаться невысокой, поэтому по-прежнему необходимо усиленное внимание учителей к преподаванию курса геометрии в основной и старшей школе, чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали теоретическими фактами курса, но и приобретали умения проводить обоснованные рассуждения при решении геометрических задач и математически грамотно записывать полученное решение

    Самые низкие результаты учащиеся показали при решении задач, которые труднее всего поддаются алгоритмизации: задачи по геометрии, задачи прикладного содержания (где требуется применить умение читать графики, решать сюжетные задачи), задачи, для решения которых требуется применить элементарные навыки исследовательской работы.

    слабая подготовка учащихся по математике за курс основной школы по вопросам: выполнение совместных действий над обыкновенными и десятичными дробями; преобразование многочленов; преобразование алгебраических дробей; преобразование выражений, содержащих степень с целым показателем; преобразование иррациональных выражений; решение линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений и неравенств; определение свойств функции с помощью графика и аналитически;

    неосознанное усвоение знаний по отдельным темам, например, «Логарифмы», «Решение иррациональных уравнений»;

    неумение преобразовать ситуацию, описанную в задаче, к типовой ситуации на основе анализа и переформулирования условия задачи;

    неумение самостоятельно разрабатывать план решения;

    неумение построить логически грамотную цепочку рассуждений, приводящую к более рациональному, нестандартному решению задачи.

2. Тема презентации

«Лучшая методика подготовки к ЕГЭ по математике» тема, над которой я работаю. Её формирование продолжается и по сей день. С введением независимых форм контроля над знаниями учащихся потребовалось изменение в системе подготовки к экзамену. Начиная преподавать математику с 5 класса, у учителя появляется возможность, начать готовится к ЕГЭ задолго до его наступления. А именно усиленно работать над повторением материала и систематизацией знаний. Использовать в процессе обучения различные виды деятельности и новые формы контроля. Все это готовит учащихся к экзамену как психологически, так и позволяет повысить качество математического образования.

    Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

В процессе формирования методики были изучены советы психологов Горковенко В.А, Чибисова М.Ю. ; «Технология личностно-ориентированного образования» Якиманской И. С. ; «Технология деятельностного метода обучения» Л.Г. Петерсон; Каждый год анализирую кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике, ФИПИ для своевременного внесения изменений. И конечно методика подготовки будет изменятся в соответствии с требованиями новых ФГОС.

Эта методика формируется в ходе проведения уроков разно уровневого обобщающего повторения, блочно-модульного повторение при подготовке учащихся к ЕГЭ, в ходе тематических тестов, диагностических работ и анализа результатов экзамена ОГЭ и ЕГЭ.

    Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

В рамках изменений российского образования, одной из важнейших сторон ее реализации становится повышение качества образования, особенно в связи с возрастающим уровнем социального заказа родителей и учащихся. Единый Государственный Экзамен стал единственной формой итоговой аттестации, у него есть как слабые, так и сильные стороны.

Рассмотреть минусы.

Нужно минусы обратить в плюсы, подготовить учащихся так чтобы они смогли показать уровень своих знаний не ниже своей годовой отметки. А так же результаты экзамена важны для поступления в ВУЗ. Первоочередная задача учителя обеспечить качественное изучение предмета и качественную подготовку к ЕГЭ.

    Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Каковы средства достижения этой цели?

Чтобы хорошо подготовить учащихся к ЕГЭ, нужно самому много и постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, и наряду с традиционными подходами использовать инновационные технологии и методы обучения так же использовать ресурсы сети Интернет.

Работая учителем математики в основной школе, пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее часто использую своей методике следующие средства достижения цели:

Обучение в сотрудничестве

Индивидуальные консультации

Использование ИКТ

Метод проектов ( Приложение 9 )

Обучение в сотрудничестве

Идея проста –класс разбивается на небольшие группы, в каждой группе есть сильный ученик, каждая группа выполняет общее задание и работает над ним до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут и не выполнят всю работу.

Метод проектов

На современном этапе развития образования проектная методика широко распространена.

Этот метод я использую для накопления теоретических данных и для отработки навыков решения заданий по каждой теме. Т. Е. учащиеся создают для себя мини-проекты в виде карточек пошагового решения задания.

В организации работы по проекту я выделяю следующие этапы:

Подготовительный

Подготовительный этап проходит в сжатой форме, когда я на доске решаю с объяснениями очередное задание из демоверсии. Акцентируя внимание учащихся на основные формулы, законы, свойства и определения.

Основной:

Основной этап это работа в группах над созданием карточек для всех заданий из демоверсии. Длится на протяжении первого полугодия 10 класса, а в 11 классе дополняется по мере прохождения новых тем.

Заключительный:

Созданная индивидуальная папка «Моя подготовка к ЕГЭ», содержащая необходимые теоретические сведения и набор решенных заданий по каждой теме, эта папка помогает при самостоятельной работе дома. Защиты проекта нет, но по мере отработки каждой темы задаётся зачет на знание формул, законов, свойств и определений.

Работу над этими Мини-проектами мы ведем во внеурочное время на факультативе.

Виды проекта:

Конструктивно-практический

Индивидуальные консультации

Индивидуальные консультации по необходимости в частном порядке.

Работу в малых группах и парах

Этот прием является частью обучения в сотрудничестве,а так же используется для формирования групп по уровню знаний и запросов с целью организации дифференциального обучения.

Использование ИКТ

    Позволяет оптимизировать процесс обучения

    Повышает мотивацию обучающихся

    Способствует повышению качества знаний

    Позволяет обучающимся лучше понять материал

    Обеспечивает хороший темп урока и т. д.

    Методическая подготовка

Многие учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. И каждый раз нужно применять соответствующий подход. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.

Таким образом, подготовка не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, в первой четверти необходимо выявить сильные и слабые стороны в знаниях учащихся, на основании этого создать целевые группы и сф ормулировать основные принципы построения методической подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Начиная с сентября.

Разумнее выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простых типовых заданий до заданий части С. Система развития логического мышления учащихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип- решение комплексных тестов разумно начать в конце 3 четверти (март-апрель-май), когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

Третий принцип- тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени (начиная с 1 четверти). Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.

Четвертый принцип - нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом (использование более рационального способа решения).

    Система работы

Опираясь на вышеизложенные принципы можно предложить следующую систему работы при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по математике.

В начале учебного года выпускники и их родители (обязательно) знакомятся с планом подготовки к ЕГЭ по математики и с дополнительными материалами:

    со структурой Единого государственного экзамена по математике;

    с перечнем Интернет ресурсов (см. приложение 1)

    со списком пособий для подготовки к ЕГЭ

    с требованиями к уровню подготовленности учащихся (см. приложение 3)

    с советами психологов (см. приложение 4)

    как лучше всего запоминать материал при подготовке к ЕГЭ (см. приложение 5)

Изучение программного материала позволяет организовать подготовку к ЕГЭ уже с сентября 11 класса.

В основу положены следующие концептуальные положения:

    Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. Включает два принципа:

- активное обучение

Учащиеся должны понять, что для усвоения научных истин одного примитивного прилежания недостаточно, а нужны долгие, порой мучительные размышления.

- дифференцированное обучение и оценки

Этот принцип реализуется довольно просто. Ведь предлагаются задачи разной сложности – от типовых до трудных. И каждый учащийся волен выбирать для решения те задачи, которые ему доступны.

    Обучать математике значит обучать решению задач, а обучать решению задач значит обучать умениям типизации и умениям решить типовые задачи (см. приложение 6)

    Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных» (целевые группы). (см. приложение 7)

    Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности (работа в группах и индивидуально).

Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать учащихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе (компьютерное тестирование, анализ решенных задач, критерии оценивания и т.д.).

С учетом первого принципа все предлагаемые задания разбиты по следующим темам:

    Преобразования выражений.

    Уравнения и неравенства.

    Решение задач.

    Системы уравнений и неравенств.

    Проценты. Прогрессии. Пропорции.

    Функции.

    Производная и первообразная.

    Геометрические задачи (рассматриваются на уроках геометрии).

В соответствии с данными темами и сильными сторонами учащихся выстраиваем дальнейшую работу.

    Учащимся 11-х классов предлагаются тренировочные тематические задания (части В или задания 1-12) для самостоятельного решения дома в течении заданного срока (две- три недели). Проводится ряд индивидуальных консультаций. При необходимости на некоторых консультациях задания решаются на доске.

Например: на второй недели сентября выдаются индивидуальные задания по теме «преобразования выражений» из части В(1-12 задания)

    Проводится зачет по заданиям части В(1-12). Задания для зачета составлены из решенных заданий (не реже 1 раза в месяц).

Например: в конце сентября зачет по теме «преобразования выражений» из части В(1-12). Сдавшие получают следующие задание по теме «преобразования выражений» но уже более сложные. Не сдавшие продолжают решать задания части В(1-12).

    Учащимся, успешно сдавшим зачет, предлагаются следующие задания части В(1-10) и С (13)(тоже на две-три недели). Учащиеся, не сдавшие зачет, продолжают получать консультации по прошлым заданиям части В, с остальными ведем дальнейшую работу.

    На втором зачете каждый учащийся сдает тот материал, который ему необходим.

Ко второму, завершающему, зачету учащиеся оказываются дифференцированными на несколько групп (целевых) по уровню подготовленности.

Получение текущей информации о достижениях учащихся обеспечивается за счет внедрения графика оперативного учета, расположенного на информационном стенде. График постоянно обновляется и дополняется по мере сдачи зачетов.

Часть 1 – это базовый уровень, определенный образовательным стандартом. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений и навыков, то он и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда выбор САМОГО УЧАЩЕГОСЯ), то справедливо оценивать его, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Для учащихся со слабыми РУВ предоставляется возможность пересдать зачет. На ту же работу ему дается в три раза больше времени.

Возможность пересдачи зачета учит распоряжаться своим временем, планировать работу (не успел сегодня, надо сделать завтра, но не позднее оговоренного времени). Выпускник учится определять главное звено в цепи событий на каждый конкретный момент времени. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как умение планировать свое время, быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрировать внимание, что немаловажно для формирования уверенности в собственных силах.

Организованная таким образом работа создает ситуацию взаимопомощи, взаимного обучения, обеспечивает возможность достижения результатов «неуспешными» учениками, самореализации успешных школьников в качестве консультантов.

К концу третьей четверти тематическое повторение закончено и можно приступить к комплексным тестам. На весенних каникулах проводится пробное тестирование. Учащиеся приглашаются на четыре часа и не более 15 человек в группу, что позволяет психологически настроиться на сдачу ЕГЭ, формирует убеждение в том, что, если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл и в то же время позволяет понять, что ЕГЭ – это не очень легко и просто. И пока есть время можно ликвидировать пробелы и подготовиться к экзамену.

В апреле – мае происходит обучение постоянному жесткому самоконтролю времени, оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий, прикидке границ результатов и минимальной подстановке и приему «спирального движения» по тесту.

Геометрия

При преподавании геометрии необходимо уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии. (Угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). Одновременно необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо:

    повышать наглядность преподавания;

    больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур;

    формированию конструктивных умений и навыков;

    применению геометрических знаний к решению практических задач.

Мною применяются следующие виды работ:

Класс условно делится на три группы . Для себя я эти группы называю А .

Группа С - ученики, которые интересуются предметом, решают задачи

продвинутого уровня.

Группа В – самостоятельно могут решать задачи среднего уровня.

Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя

образцы и алгоритмы решения. Задания для каждой группы различны. При организации тематической подготовки к экзамену я использую такуюформу как долгосрочное домашнее задание. Учащимся предлагается набор заданий, которые они должны выполнить в промежуток изучения конкретной темы.

Два года назад, начиная использовать эту форму работы, я не дифференцировала задание. И в результате оказывалось, что часть учеников не справлялась с большей частью заданий, а некоторые уже через несколько дней сдавали тетради на проверку, так как предложенные упражнения оказывались для них очень простыми и не развивали учеников, то есть такая организация работы не давала положительных результатов.

У каждого ученика имеется тематический сборник по подготовке к ЕГЭ. Задания в нем даны по уровням. Набор заданий формирую для каждой группы отдельный: группа С - минимальное количество заданий базового уровня, задачи повышенного и высокого уровня сложности, для учеников группы В предлагаю задания базового и повышенного уровней, а для учащихся группы А основную часть составляют задачи базового уровня.

Долгосрочные домашние задания выполняются в специальных тетрадях, которые затем сдают на проверку. После проверки, рекомендую выполнить работу над ошибками. Тех учеников, которые выполнили правильно менее половины задач, приглашаю во внеурочное время на дополнительное занятие, после которого они работают над ошибками.

Считаю, что эту форму работы необходимо использовать, так как для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно хорошо работать на уроках и регулярно выполнять домашние задания, необходимо ещё дополнительная подготовка. Долгосрочными домашними работами, я некоторым образом обязываю учеников заниматься дополнительно.

Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности, который должен быть системным и комплексным. В связи с этим на каждого учащегося заводится диагностическая карта, куда в течение двух лет вносятся результаты диагностических, самостоятельных, контрольных работ, причем по каждое теме. Это позволяет проследить степень подготовки учащегося по той или иной теме и контролировать отработку навыков, готовить индивидуальные задания, дифференцированно подходить к планированию урока. Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащиеся собирают в папки, которые хранятся в кабинете. Собирая тренировочные тесты, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы. Кроме того, мне нужно это дляработы с родителями.

По всем заданиям был создан банк решенных заданий, использование которого в учебном процессе позволило оптимизировать повторение любого задания из первой части демоверсии. Готовые карточки учащиеся размещали в своей рабочей папке «Моя подготовка к ЕГЭ». Здесь приведен пример одной из карточек по заданию В7 «Преобразование логарифмических выражений». Аналогичные карточки учащимися были составлены и по другим темам этого задания.