Зимняя ночь пастернак смысл названия. Природа в стихах Б

1. История создания . Произведение "Зимняя ночь" входит в стихотворную часть знаменитого романа Б. Пастернака " ". Точная дата написания стихотворения неизвестна. По одной версии оно было создано в 1946 г., по другой - в период завершения работы над романом (1955). Женский образ в произведении исследователи связывают с последней любовью поэта - О. Ивинской.

2. Жанр стихотворения - философско-любовная лирика.

3. Главная тема - противостояние человека жизненным невзгодам. Метель символизирует собой суровый и беспощадный окружающий мир. Он пытается подчинить себе лирического героя, убить в нем индивидуальную личность. Горящая свеча становится символом надежного убежища, спасительного маяка, возле которого можно спрятаться от разбушевавшейся стихии. Бороться со "снежной мглой" в одиночку невероятно тяжело. Лирический герой бесконечно счастлив, что ему на помощь приходит любимая женщина.

4. Композиция произведения кольцевая. Последняя строфа неточно повторяет первую по тексту, но в смысловом плане идентична ей: "мело, мело по всей земле" - "мело весь месяц".

5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Творчество а очень сложно для понимания. Стихотворение "Зимняя ночь" перенасыщено символами, сравнениями, иносказаниями. Роль эпитетов незначительна: "озаренный", "седой и белой". Бросаются в глаза оригинальные метафоры ("слезами с ночника... капал", "жар соблазна") и сравнения ("как... мошкара", "как ангел"). Центральная антитеза выражается через противостояние свечи, пламени, жара и метели, "снежной мглы". Спасительный образ повторяется в рефрене "Свеча горела на столе, свеча горела".

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что человек всегда может найти в себе силы преодолеть враждебные обстоятельства. В этом проявляется убеждение Пастернака в творческой свободе и независимости. Автор, безусловно, имеет в виду строгие цензурные рамки, установленные в Советском Союзе. Лирический герой создает для себя отдельный внутренний мир и вместе с любимой женщиной замыкается в нем. Происходящие при пламени одинокой свечи "судьбы скрешенья" проводят резкую границу между влюбленными и окружающим миром. Им уже нет никакого дела до разыгравшейся вокруг дома метели. Она не может проникнуть через стены и оставляет лишь свои следы на окне - "кружки и стрелы". Это ярко выраженное стремление к тому, чтобы отгородиться от окружающих, стало предметом яростной советской критики. Стихотворение "Зимняя ночь" представляли образцом упадничества и пошлости. Несмотря на общий печальный тон, произведение содержит в себе оптимизм и надежду Пастернака. Окружающая враждебность не может длиться вечно. Вынужденное заключение на крохотном "островке" собственного мира когда-нибудь закончится. Не случайно в финале автор конкретизирует время действия - февраль. Самый суровый, насыщенный бурями и метелями месяц в то же время означает близкое приближение весны.

Пастернаку не суждено было дожить до тех дней, когда его творчество получило полное признание на Родине. После публикации "Доктора Живаго" на Западе он стал объектом яростной травли. Стихотворение "Зимняя ночь" стало пророческим. От Пастернака отвернулись многие бывшие друзья и знакомые, а "февраль" закончился в 1988 г., когда роман "Доктор Живаго" был впервые опубликован в СССР.

В романе «Доктор Живаго», который был удостоен Нобелевской премии, публикуются стихи главного героя, Юрия Живаго. Одно из них «Зимняя ночь», более известное по строкам «Мело, мело по всей земле». По замыслу автора романа, Бориса Пастернака, стихи должны быть связующим звеном между глубиной прозы и читателем, но они имеют и собственную ценность.

В сегодняшнем анализе строк я постараюсь проникнуть в глубину поэзии Пастернака и попытаюсь найти ответ на вопрос, что хотел сказать этими стихами автор.

Зимняя ночь представлена в стихотворении безграничной стихией, которая по воле природы не знает начала и конца. Все пределы земли занесены снегом и в противовес этому на столе горит свеча, как символ жизни. Пастернак видит ночь символом смерти, когда вся жизнь под небом замирает или останавливается. Свеча – это символ жизни, ведь она горит, не смотря на буйство природы.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Пастернак известен своим философским взглядом на жизнь, поэтому ночь-смерть в стихотворении – это не что-то ужасное, не старуха с косой, а естественное состояние природы, которая даёт и забирает.

В зимнюю ночь к окну летят хлопья снега – даже смерть не против побывать рядом с жизнью, увидеть её красоту и энергию. Жизнь-свеча горит, несмотря на завывание ветра, несмотря на обманчивые рисунки мороза на стекле, несмотря на мрак во всём мире. В этом окружении свеча горит, освещая дом, даря тепло влюблённым и сохраняя надежду, что каждая ночь рано или поздно переходит в день.

Жизнь и смерть разделены стенами и оконным стеклом, откуда ночь глядит на свечу и видит жизнь. Слёзы в виде воска, капающие с ночника, символизируют печаль автора по уходящей жизни. Возможно, в момент написания стихов, Пастернак видит себя в этом доме со свечой – он рассматривает ночные рисунки на оконном стекле и вспоминает жар соблазна, который крестообразно вздымает крылья, уподобляясь ангелу.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Возвращаясь к роману, мы вспомним, как Юрий Живаго остался один в Варыкино, где в одиночестве проводит зимние ночи и дни. Время для творчества есть, весь мир скрыт за пеленой снега, и только свеча помогает не сойти с ума от тоски по Ларе. Возможно, и в жизни автора романа был такой момент, возможно, именно тогда написаны строки.

Свеча временами горела весь февраль – это мы видим в последнем четверостишье. Временами горит свеча, временами пишутся стихи, временами автор возвращается к жизни и находит приют в воспоминаниях и работе.

У стихотворения сложная судьба. Впервые оно увидело свет в России в 1988 году, когда был опубликован роман. До этого прочитать строки можно было только в самиздате. Роман в целом и стихи в частности были признаны властью образцом упадничества, самого Пастернака запрещали к публикации и исключали из Союза писателей. Советской власти Нобелевская премия не была указкой.

На сегодня «Зимняя ночь» - это образец русской лирики, занявший почётное место на пьедестале поэзии. Строки проникнуты глубиной, легко читаются и быстро запоминаются, став одним из любимых в народе стихотворений Пастернака.

К сожалению, точное время написания неизвестно, так как отдельным сборником поэзия Юрия Живаго вышла после публикации романа, а сам «Доктор Живаго» писался более 10 лет. Внизу указана дата 1948 год, но это лишь одна из версий.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Елена БАХТИНА,
11-й класс, Кировский экономико-правовой лицей
(Учитель русского языка и литературы – В.А. Комягина)

Анализ стихотворения
Бориса Пастернака "Зимняя ночь"

Зимняя ночь...Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?..

В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.

Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк.

Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:

Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже

Жар соблазна

Крестообразно.

Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.

Обратим внимание на первую строфу:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.

Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной. Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды. Последняя строфа повторяет первую:

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Последние две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: “мело, мело...” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется. Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный... Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения. Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:

Ме ло, ме ло по все й зе мле
Во все пре де лы...

Или в другой строфе:

Ме те ль ле пила на сте кле
Кружки и стре лы.

Или согласные звуки:

Метел ь л епил а на стекл е
Кружки и стрел ы.

В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова играет на антитезу.

Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен:

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.

В нём легко пропасть, исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное. А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, – это “потолок”, “два башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье” и так далее. Здесь мило и уютно, но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и здесь есть место борьбе и сомнениям:

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

Таким образом, внешний мир стихотворения обрисован достаточно чётко. Если проанализировать используемые в произведении существительные, то практически все они относятся именно к его описанию. Внутренний же мир лирического героя стихотворения представить довольно трудно. О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя. Проникновение в его внутренний, духовный мир заставляет нас думать, размышлять, потому что, как и всякое лирическое произведение Б.Пастернака, «Зимняя ночь» несёт мощный философский потенциал.

Душой лирического героя завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар коварен, здесь употребляется любопытное сравнение:

И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово “крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку. И это является ярким показателем мятущейся души лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды. Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя.

Конспект урока внеклассного чтения

по литературе в 11 классе

по рассказу Майка Гелприна «Свеча горела»

Цель: Воспитание уважительного отношения к чтению, осознание роли художественной литературы в духовном развитии человека и человечества.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

· Систематизировать и обобщить знания обучающихся о значении литературы для развития как отдельной личности, так и для человечества в целом

· Научить основным подходам к анализу текста

· Актуализировать значимость

Развивающие задачи урока:

· развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) на основе конкретного рассказа

· развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию гармонично-развитой личности

· развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.

· Развивать интерес к предмету.

· Расширить кругозор

Воспитательные задачи урока:

· Воспитывать осмысленное отношение к чтению,

· Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, свеча, раздаточный материал на 3 группы по 4 человека (12 эмблем на веревочке с горящей свечкой, пламя у которой красного, оранжевого или желтого цвета по 4 штуки 3 больших- этих же цветов на столах. 3 листа для «мозгового штурма», еще по листку для синквейна и аргументов, фломастеры, ручки, текст рассказа для детей и экспертов, лист с книгой для рефлексии, сердечки для рефлексии, клеевой карандаш)

План урока

1. Организация класса. Целеполагание.

3. Работа с названием рассказа

4. Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Б)чтение и анализ 2 отрывка

В) чтение и анализ 3 отрывка

Г) чтение и анализ 4 отрывка

Д) чтение и анализ 5 отрывка

5. Обобщение знаний о рассказе.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Конспект урока

1. Организация класса. Целеполагание .

- Здравствуйте, ребята, рада вас всех видеть. Сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут- ДТВ.

Пожалуйста, возьмите эмблемы сегодняшнего урока, наденьте их. Пламя у свечей 3 цветов - соответственно мы будем сегодня работать в группах. Подойдите к столу, на котором положен листок соответствующий пламени вашей свечи. Садитесь.

Очень часто слышу от ребят, что мы на уроках литературы мало внимания уделяем современной литературе, ведь и сегодня есть достойные авторы и произведения?

Согласны? А что вы сейчас читаете? Какие жанры? (ответы детей)

Мы сегодня познакомимся с одним очень интересным современным автором. Попробуем разобраться в одном его произведении.

Презентация слайд 1-4

Итак, разрешите представить -Майк Гелприн - американский писатель русского происхождения.

Своим учителем считает писателя - фантаста Бориса Натановича Стругацкого (очень рекомендую прочитать его произведения)

Несмотря на то, что Майк Гелприн просит не называть себя писателем, библиография его впечатляет: более 20 книг, более 100 рассказов, 7 романов. Вот лишь некоторые из них.

3. Работа с названием рассказа

Презентация слайд 5

На сегодняшний день Майк Гелприн считает самым лучшим своим произведением рассказ «Свеча горела»

Презентация слайд 7

Работа в группах. Поочередно спрашиваю все группы.

· Почему рассказ так назван?

· Чего вы ожидаете от рассказа с таким названием?

· Какие литературные ассоциации у вас возникли?

Остановимся на ассоциациях. Прием «Корзина идей» (В центре листа нарисована свеча. Вам нужно записать или зарисовать все ассоциации, не меньше 5. Время 2 минуты. Команды дают ответ, объясняя ассоциации)

После ассоциаций говорю о том, что есть замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Свеча горела», на которое положена музыка. (Вы обязательно познакомитесь с этим произведением и историей его создания на уроках литературы в этом году.) Конечно, Майк Гелприн знает это и осознанно использует эту ассоциацию.

· Как вы думаете, о чём рассказ?

· Предположите, оптимистичным или пессимистичным будет финал рассказа с таким заглавием?

Презентация слайд 8

На самом деле, свеча - это символ души, духовности, памяти, поэтому в память о близких нам людях мы зажигаем свечи.

4 . Работа с текстом рассказа

А) чтение и анализ 1 отрывка

Раздаю текст с 1 отрывком по 1 на стол (читает вслух 1 группа)

1. Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?

— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.

— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

— Я, собственно… — собеседник замялся.

— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…

— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.

— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень . Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз , оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».

Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать , вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Презентация слайд 9

· Можете ли вы определить время действия?

(будущее, т.к. «аэромобиль», «виртуальная этика», «кинематограф доживает последние дни»)

· Реальные или фантастические события положены в основу рассказа?

(воможный прогноз на будущее)

· Можете ли вы уже сейчас сказать, какие проблемы волнуют автора рассказа. Запишите их.(неужели в будущем литература окажется не нужна, и к чему это может привести)

(ведет повествование от имени пожилого учителя, заставляя сочувствовать и сопереживать, что называется: «влезть в его шкуру»)

· Выпишите слова, сочетания слов, которые вас насторожили, удивили?

(лицей для гуманитариев , но литературу не преподают, интересные предметы: история робототехники, виртуальное право, виртуальная этика (и сейчас была бы востребована), живет бедно, но мечтает откупить обратно книги, а потом понимает, что самое главное передать (повторяет несколько раз), в деталях видно, что очень любит книги (каждый день стирает пыль с корешков)

Б) чтение и анализ 2 отрывка

Раздаю 2 отрывок. Читает вслух 2 группа

2. Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?

Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

Нигде? — спросил Максим тихо.

— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно , Максим!

Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович . И именно поэтому обратился к вам.

— У вас есть дети?

— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать: что. И на что делать упор. Вы научите меня?

— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература — это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.

— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

Лермонтов «Мцыри».

Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…

Максим слушал.

— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.

— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.

Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.

Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.

Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Презентация слайд 10

· Уточните время действия.

(примерно лет через 200, в 21 веке перестали печатать на бумаге, но эл. книги тоже перестали читать - перестали писать - филологи продержались на 100 лет дольше)

· Насколько, по-вашему, реальна картина будущего, описанная автором?

(возможна, т.к. сейчас действительно больше востребованы технические знания)

· Расширился ли перечень проблем, сформулированных вами?

Запишите их (что нужно сделать, чтоб подобного не случилось? Кого бы я включил в этот список? С какими книгами и их авторами я бы хотел познакомится?Почему именно поэзия формирует душу?)

· Какие слова и выражения помогают нам понять авторскую позицию? (выделены в конспекте жирным)

· В чём особенность этого отрывка? (Перечислено много авторов. Раскрыта авторская позиция. Связь с названием)

· Что вы думаете о списках изучаемых произведений и авторов?Все ли они вам знакомы? Может, захотелось кого-то исключить или добавить?

(расширить. Сузить. Давайте каждый назовет своего любимого автора и произведение. Молодцы! Вы все назвали очень важные произведения!

· Как вы думаете, что будет дальше? (высказывания детей)

Пожалуйста, 1 представитель команды, выйдите и повесьте на доске ваши рабочие листы с проблемами и результатом корзины идей и основными проблемами, которые вы наметили.

В) чтение и анализ 3 отрывка

Читаем 3 отрывок. Читает 3 группа.

3. Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.

— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

— А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.

— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.

— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?

— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.

— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?

— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

Презентация слайд 11

· Какое впечатление произвёл на вас этот фрагмент?

· Как вы думаете, куда пропал Макс?

· Может он что-то натворил?

· Ваши предположения, что будет дальше?

Г ) чтение и анализ 4 отрывка (читает 1 группа)

4. «Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Презентация слайд 12

· Как вы думаете, почему робот стал одним из героев рассказа? Почему именно ему приходит в голову мысль о бездуховности общества, отказавшегося от литературы? (автор хотел показать, что даже бездуховному существу с аналитическим разумом стало очевидно, к чему идет человечество. Люди еще не спохватились, так как не столь умны как роботы, а когда спохватятся, возможно, будет поздно - носителей культуры, учителей не будет)

· Чем закончится рассказ?

· Может ли, по-вашему, что-то спасти Андрея Петровича? Если да, то что?

Д ) чтение и анализ 5 отрывка

Читает 2 группа

5 . Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От… От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шут

ишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

Презентация 13 слайд

· Понравился ли вам рассказ?

· Какие ваши предположения оправдались?

· Какие проблемы поднимает автор?

· Что все-таки здесь означает горящая свеча? (передача духовных ценностей из поколения в поколение. Эти ценности как раз и передаются посредством художественной литературы)

5. Обобщение знаний о рассказе.

Презентация слайд 14

Работа в группах. Составление синквейна на тему: «Художественная литература»

Презентация слайд 15

К какому направлению итогового сочинения можно использовать этот рассказ в качестве литературного аргумента? Коротко обоснуйте (поочередно каждая группа на 1 направление)

1. Верность и измена (Андрей Петрович не изменил своему призванию)

2. Равнодушие и отзывчивость (художественная литература развивает духовность, а значит отзывчивость. Максим изначально ничего не чувствовал, но литература разбудила чувства даже в роботе)

3. Цели и средства (человечество хотело стать более совершенным, поэтому развивает разум, логику. Но приходится чем-то жертвовать, например духовностью. Оправдывает ли эта цель средства?)

4. Смелость и трусость (Максим осознавал, что рано или поздно его уличат и, возможно, уничтожат. Он осознанно идет на риск. А это ли не смелость?)

5. Человек и общество (Общество совершает ошибку, Андрей Петрович, а за ним и Максим понимают это и пытаются сопротивляться, сохраняя и передавая свои знания)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Презентация слайд 16

1. Было ли вам интересно?

2. Заставил ли вас рассказ задуматься о чём-то жизненно важном?

3. Поможет ли вам собранный материал при написании сочинения?

4. Можете ли вы использовать этот рассказ в качестве примера-аргумента при написании сочинений в формате ЕГЭ?

5. С пользой мы сегодня провели время?

Слайд 17 У каждого из вас на столах «облачко мысли» - стикер. Пожалуйста, напишите на нем: ваше мнение об уроке, возможно, вопрос ко мне или ваши мысли по теме урока.

Слайд 18. Д/З напишите аргумент к одному из направлений итогового сочинения на основании текста рассказа М.Гелприна «Свеча горела»

Слайд 19 Спасибо за внимание! С вами было приятно работать! Удачи на экзаменах! Урок окончен.

Это произведение входит в цикл стихотворений Юрия Живаго, помещённый в конце романа «Доктор Живаго» под № 15 – в самой середине цикла.

Произведение построено на контрасте. Холоду пространства и времени противостоит тепло дома, любви и творчества. Это противостояние получает художественное выражение в двух рядах рефренов. Первый из них связан с образом февральского холода и метели («мело, мело по всей земле…» в разных вариантах), а второй – с образом свечи в тёплом доме («Свеча горела на столе…»).

Рефрен о свече встречается 4 раза, причём всякий раз – со всё большей силой и настойчивостью - в ответ на непрестанную метель и усиливающийся за окном холод. Свеча – образ и реальный, и символический, понятие многогранное. Это – и символ памяти, и примета праздника, и излучатель тепла, и составляющая уюта в доме, и символ любви, и показатель скоротечности человеческой жизни по сравнению с бесконечностью времени и пространства, и, наконец, предмет, сопутствующий поэзии, творчеству. Свеча словно соединяет вечность с сиюминутностью: неограниченность пространства в начале стихотворения («по всей земле») сочетается с ограниченностью времени в конце («…весь месяц в феврале…»).

Действие переносится из космического хаоса, из природного пространства в конкретный дом, из бытия в быт с реальной земной ситуацией, а затем обратно. Всё это весьма напоминает по композиционному решению стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» (кстати, есть перекличка и одновременно полемика даже в самих названиях стихотворений двух великих поэтов). Однако у Пушкина душа героя стремится от «весёлого треска» печи и «янтарного блеска» комнаты – в свободное, яркое и красиво-спокойное природное пространство, где подлинная жизнь, подлинное движение, а дремлющая «красавица» не способна понять и разделить этого порыва лирического героя. У Пастернака - наоборот: природное пространство за окном холодно и жутковато, как вечность, а комната со свечой – место спасения от этого холода подлинной жизнью, любовью, теплом, поэзией.

Художественное впечатление усиливается целым рядом художественных приёмов, помимо повторов и контрастов. Можно отметить такие приёмы, как:

· метафоры (2-я, 3-я и другие строфы);

· эпитеты и сравнения (2-я, 4-я, 6-я строфы);

· олицетворения (3-я и 4-я строфы);

· аллитерацию: преобладают свистящие и шипящие согласные, символизирующие противостояние свиста метели и горения свечи, снежной мглы и жара соблазна.

И всё-таки, если определить в стихотворении главное, то следует признать, что Пастернак пишет о любви, причём, любви гармоничной, не чурающейся единством духовной и физиологической стихий. Вот почему в центре стихотворения образы скрещивающихся рук и ног, скинутых платья и башмачков. Причём святость любви и «жара соблазна» подчёркивает образ креста, повторенный в разных лексико-грамматических вариантах в 4-й («скрещенье») и 7-й строфах («крестообразно»).

Таким образом, знаменитое стихотворение Б.Л.Пастернака и одновременно литературного персонажа Юрия Живаго художественно утверждает мысль о том, что человек способен преодолеть, растопить холод судьбы только теплом любви и поэзии.