Декоративное освещение зданий. Ночное освещение города – источники света, нормативы, основы светодизайна. Лучшие идеи декоративного освещения

Живя в сумасшедшем темпе мегаполисов, горожане находят все меньше времени для отдыха. А уж если отдыхают, то происходит это по большей части поздним вечером или ночью. Жизнь города в темное время суток оказывается не менее, а может быть, и более оживленной. Ночное освещение города важно для людей, поскольку они хотят видеть ночной город таким же красивым, как днем. Улицы, площади и здания больше не имеют права прятать в темноте свою красоту.

Мы имеем большой опыт в проектировании спортивного, промышленного и туннельного освещения. Для каждого светильника мы предлагаем специально разработанные опоры, которые являются идеальным дополнением к светильнику, создавая эстетическое целое, прекрасно интегрированное в каждую улицу, площадь или парк.

Наши продукты использовались, в частности. на крупных транспортных маршрутах в Варшаве, таких как улица Марсалковская, улица Солидарность, Краковское Пшедмиешье, улица Бельведерска или Уяздовское проспекте. Стильные светильники нашего предложения хорошо зарекомендовали себя в исторических и исторических городских районах, таких как Флорианская улица и Старый город Кракова или Рыночная площадь во Вроцлаве. Мы особенно гордимся тем, что наши продукты были использованы для освещения таких зданий, как Президентский дворец в Варшаве, исторические здания Варшавского технологического университета, церкви на пути Варшавской королевской дороги и освещение пешеходного моста - велосипедист отец Бернард присоединился к Казимежу с Подгуже в Кракове.

Историческая справка

■ Об освещении улиц при помощи искусственного света заботились еще древние римляне и афиняне, а праздничное освещение по случаю коронаций и побед стали проектировать примерно с XVI века. Ночное освещение города в качестве архитектурной подсветки насчитывает всего лишь чуть более 100 лет, как и электрический свет. В конце 1880-х в разных городах мира начали освещать доминантные объекты вроде здания Гранд Опера в Париже, статуи Свободы в Нью-Йорке, колокольни Ивана Великого и башен Кремля в Москве. Наиболее широкомасштабными полигонами для изучения возможностей освещения архитектуры электрическими источниками света стали всемирные выставки, проводившиеся в большом количестве на рубеже XIX–XX веков.

У нас также есть престижные свойства в мире, среди прочих. Колизей в Риме, Бранденбургские ворота в Берлине, Триумфальная арка в Париже, Олеронский мост во Франции, Национальный театр в Праге. Ближе к концу завершаются монтажные работы новой системы общественного освещения на площади Совета. Такие типы столбов и светильников также существуют в Риме, в районе замка Сант-Анджело, но также в Венеции и Равене. Этот проект пришел с новой, эффективной концепцией, которая сочетает в себе историю и архитектуру места с технологиями.

Компания, которая реализовала этот проект, изучает последние сто лет с площади Совета и определила три основных типа опор и осветительных приборов. Новая система старалась максимально объединить элементы старых систем, - пояснил Георгий Скрипкару, мэр Брашова. Работы начались в понедельник вечером и были завершены через два дня, исполняемые компанией, которая управляет общественным освещением в городе. Стоимость этого проекта составляет около $ 000 для каждой системы и оплачивается из местного бюджета.

Каждый источник света в темноте – это своего рода «волшебная палочка», способная придать пространству неожиданно камерное, уютное звучание, выхватить из мрака фрагмент здания, участок площади, создав центр притяжения буквально на пустом месте, там, где к тому нет никаких архитектурных и градостроительных предпосылок. По-английски это свойство называют placemaking. Ведь ночью все, что не освещено, исчезает в сумраке, даже самые красивые ансамбли превращаются в пугающие призраки. Тем удивительнее, что жанр «внешнее архитектурное освещение» появился не так давно, около 120 лет назад. На протяжении всего XX века велись поиски в сфере декоративного освещения городских объектов и ансамблей. Новые идеи появлялись с изобретением новых источников света и приборов, а также со сменой господствующих стилей в архитектуре и появлением новых типологий зданий. Ночное освещение города как архитектурная подсветка распространена повсеместно: в столичных мегаполисах и маленьких городках при помощи освещения выделяются главные доминанты; декоративной подсветке природно-ландшафтных комплексов также уделяется большое внимание.

Решение, предлагаемое осветительной компанией, предусматривает литые железные столбы высотой восемь метров с четырьмя декоративными консолями и четырьмя светильниками, сохраняющими свою вытянутую форму в течение нескольких десятилетий. Наконец, было построено девять новых пилонов, шесть из которых с четырьмя стрелками и три из трехсторонней улицы Мурешен, с удлиненными светильниками, снабженными металлическими иодными лампами, которые обеспечивают лучшее распределение света на всей площади Совета и меньше потребления электроэнергии.

Нормативы

На сегодняшний момент существуют понятия светообъемного проектирования (точечная работа) и светового урбанизма. Средства на разработку глобальных проектов освещения архитектурных и природных ансамблей выделяют городские власти – с целью дополнительного привлечения туристов или, например, при подготовке к юбилеям, как это было в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Москва в этом отношении – один из самых развитых городов. В состав Генерального плана Москвы, в раздел «Комплексное благоустройство территорий», включен принятый в 1999 году Световой план. Этот документ не обязывает конкретного застройщика в конкретном месте обеспечивать архитектурное освещение, а лишь определяет, как лучше это сделать при наличии добровольного стремления застройщика.

Каждая лампа имеет 140 Вт. Также будут восстановлены тротуар и фонтан. Мы будем работать над этими областями, мы будем закрывать до 25% рынка один раз, поэтому мы можем сделать этот ремонт, но будем держать общественность, и рынок останется функциональным в это время. Артезианский фонтан также будет восстановлен снаружи, потому что завод был отремонтирован и функциональен.

Мы также проконсультируем со специалистами, чтобы найти лучшее решение с точки зрения внешнего вида, - пояснил мэр Брашова. У нас действительно есть что-то, что осталось от прошлого года. Просто проверьте коробки для рождественских игрушек и вытащите из них электрические гирлянды. Если вы купили качественный, надежный производитель, вам нужно работать в течение нескольких лет.

Тем не менее столичный мэр в свое время выпустил указ об обязательной разработке архитектурного освещения «для всех строящихся и реконструируемых объектов в центральной части города и в исторических зонах города, а также для объектов, имеющих важное градостроительное значение». Такие проекты, как правило, проходят согласование на художественном совете. Иллюстрацией тому может послужить согласованная концепция по ММДЦ «Москва-Сити». Способом регулирования работы светотехников являются различные нормативные документы. Постановлением Госстроя России от 29 мая 2003 г. за № 44 утвержден СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», в который включен дополнительный подраздел по наружному архитектурному освещению зданий и сооружений. Пункт 7.56 требует от наружного архитектурного освещения «обеспечения в вечернее время хорошей видимости и выразительности наиболее важных объектов с повышением комфортности световой среды города».

Вы вешаете, как в прошлом году? Обрамление балкона, обертывание домашнего барбекю является самым простым способом. А как насчет специалистов в новых тенденциях освещения? Архитектор Джоланта Турайте, руководитель «Праздничной студии», говорит, что планирование рождественского освещения основано на тех же тенденциях, что и в мире дизайна, ткани, моды.

В этом году новый тренд - это холодный лед. Это серебряные, белые оттенки, которые создают образ Королевы Воды. Еще одна тенденция - восточный стиль: ярко-красный, зеленый, фиолетовый, желтый. Эти стили делятся на слои в соответствии с индивидуальными потребностями и вкусами в сочетании с окружающей средой, - говорит Дж.

Причем осветительные установки «не должны производить слепящего действия на водителей транспорта и пешеходов». В пункте 7.60 даются рекомендации по соотношению максимальной и минимальной освещенности в пределах одной зоны: «не менее 10:1 и не более 30:1 на элементе, акцентируемом светом». Также в постановлении формулируются рекомендации по выбору источников света, в частности энергосберегающих ламп, и правила, запрещающие засветку (попадание прямых лучей от наружных приборов освещения) окон жилых или рабочих помещений. Со всеми этими документами есть серьезная проблема – современная наука пока не может определить единственный и самый главный параметр для нормирования, поскольку не до конца ясны механизмы реакции человеческого глаза и нервной системы на свет. Известно лишь, что неправильный световой режим заметно влияет на утомляемость человека. Существует даже понятие светового шума, при котором в видимой зоне оказывается много излишне ярких источников света различного качества. Чаще всего виновником такого «шума» становится световая реклама. Свет используется все шире, все активнее.

Сначала она советует начать с праздничного интерьера: если в доме преобладает тихий, подавленный кофе, какао, цвет охры, вам нужно сочетать праздничный декор с подобными оттенками, который светится глянцевыми элементами. Восточный или праздничный домашний декор стиля Сью обеспечивает яркое настроение.

Если бы мы пошли в магазин, чтобы купить новые элементы декора, мы бы сначала сделали черновик. Давайте нарисуем цветные квадраты цвета, соответствующие цветам нашего дома, и расположимся на черной бумаге. Тогда, в магазине, мы не спустимся среди множества блестящих и красочных украшений и гирлянды, - советует Дж. В конце концов, даже самые дорогие одежды или украшения, не взаимодействуют друг с другом, не создают ожидаемого впечатления. Напротив, простые средства можно найти в оригинальном и впечатляющем решении.

В некоторых городах уже приходится бороться со световым «загрязнением» неба, влияющим на животный мир. В связи с этим наиболее ответственные производители, разрабатывая приборы, продумывают, как избежать лишнего распыления света в атмосфере. Ночное освещение города и развитие технологий в освещении за последние десять лет шагнуло далеко вперед. Появляются новые источники света, расширяются возможности по управлению ими, минимизируется энергопотребление, совершенствуются осветительные приборы.

Эти тенденции также применимы к наружной отделке. Если вы выберете классные цвета, белого и синего будет достаточно. Если вы хотите создать теплый свет, выберите красный, желтый и зеленый цвет. Выбор того же цвета и других декоративных элементов, таких как освещенные сферические объекты.

По словам архитектора, не бойтесь алой художественной ценности скульптуры. Ибо это праздник, связанный с вашим детством. С другой стороны, вы должны чувствовать предел и не пересекать место, где начинается китч. Это не обязательно результат цены: дорогостоящий сферический объект может быть эквивалентен купленному рынку Гарина. Все зависит от того, как оно будет внедрено в окружающую среду, - говорит Дж.

Источники

В основе всего этого электротехнического разнообразия находятся источники света, без которых не может быть освещения как такового. Ведущими мировыми фирмами-производителями источников света являются Philips Lighting, Osram, General Electric Lighting, BLV. В России есть свои заводы: «Светотехника» в Лихославле, «Стелла» в Москве, Московский опытный светотехнический завод, Кадошкинский электротехнический завод, корпорация «Макском Электро».

Теплое или холодное наружное освещение также может выделить интересную архитектуру здания. Классическим решением является оформленное окно, балкон или ограждение. Если рядом с домом растет красивое дерево, мы не оставляем стебель и ветви в его бесколонном, вращающемся гибком телескопе.

«Самое главное, давайте будем креативными, потому что новые тенденции диктуют только основную идею, которую нам нужно реализовать таким образом, чтобы нам не было скучно для нас самих или для других», - говорит Джоланта Турайте. Художественную картину света можно создать из простых вещей.

Для уличного, в том числе и архитектурного освещения, используют достаточно много разновидностей источников света: лазеры, люминесцентные лампы, галогенные, ксеноновые, неоновые, натриевые низкого давления, натриевые высокого давления, металлогалогенные, светодиоды. Однако большинство из них обладает существенными недостатками. Обычные люминесцентные лампы иногда не работают при минусовых температурах, галогенные лампы слишком часто перегорают (максимальный срок службы у них 4 000 часов), у натриевых ламп низкого давления плохая цветопередача, неоновые и лазеры не дают достаточного светового потока и потому используются только в декоративных целях. В результате лишь последние три источника из списка широко распространены, поскольку лидируют по качеству и технико-эксплуатационным характеристикам, влияющим на область применения.

Давайте не будем забывать и о народном письме. Директор Праздничных исследований советует вам взглянуть на одеяла или постельные принадлежности в украшениях: Найдем сценарий, выходим и распространяем одни и те же украшения из свечей во дворе или рисуем контур из яркого рождественского торжества. Наслаждайтесь, семья и друзья.

Каждый год на елке появятся новые аксессуары, которые будут полны милых воспоминаний о дорогих людях. Когда мы получим, что Западная Европа и наши города будут чувствовать себя рождественской сказкой во время курортного сезона? По словам архитектора, мы изо всех сил пытаемся украсить города, как можно больше, для выделения средств на улицы и площади, чтобы осветить: Только 14 лет назад впервые в Освенциме впервые просвечивал Вильнюсский проспект Гедиминас. Это очень короткий промежуток времени, хотя, несмотря на это, мы достигли многого.

Металлогалогенная лампа (МГЛ) относится к типу газоразрядных источников света высокого давления. Свечение в ней возникает в результате излучения смеси паров металла и продуктов распада галогенидов: таллия, индия, натрия. От используемой смеси зависит цветность света. Эта лампа была создана в начале 60-х годов прошлого века, а последнее ее усовершенствование произошло с введением керамической горелки. На сегодняшний момент большую часть установок архитектурного освещения оборудуют этими лампами, обеспечивающими замечательную цветопередачу, а существование компактных ламп данного типа позволяет создавать светильники и прожекторы небольших размеров.

Но реальность не следует упускать из виду: человек может захотеть обернуть свой дом гирляндами, но он спасает, потому что электричество дорого. Давайте будем реалистами, но оптимистами тоже. В конце концов, свет всегда побеждает, - улыбается специалист и стремится выявить каждую часть света от дома до дворов и улиц: «Очень важно создать общее пространство между городами и городами, в которых каждый будет чувствовать праздничное настроение».

Все началось с одной маленькой свечи. Прошло несколько столетий и традиция украшать дом в праздничный период: свеча на елке была широко распространена в Германии и стала популярной в Восточной Европе. Театр Савой в Лондоне был первым, кто был освещен электрическими фонарями. Год спустя, 25 ноября, театр по случаю премьеры был украшен миниатюрными луковицами из орехового дерева. С этой даты цветение цветов елки стало традицией.

Натриевые лампы высокого давления (НЛВД) также относятся к газоразрядным лампам. Световое излучение возникает в них при дуговом электрическом разряде в парах натрия. Они дают теплый желтый свет, их цветовая температура приближена к цветовой температуре горящей свечи. Впрочем, некоторые фирмы выпускают такие лампы белого света, что достигается путем повышения давления в горелке, сопровождающегося уменьшением светового потока. Их основные достоинства – высокий коэффициент цветопередачи и экономия электроэнергии, благодаря которым они весьма распространены. Кроме того, их видимый спектр наиболее заметен для человеческого глаза, они наилучшим образом обеспечивают ориентацию для человека при минимальной видимости ночью, в самую плохую погоду.

Джонсон, вице-президент компании Томаса Эдисона, сделал первые рождественские луковицы особенными. Красный, белый и синий огни украсили его дом на Пятой авеню в Нью-Йорке. Джонсон был крещен отцом рождественских огней. Для обычных людей в городе эти луковицы были слишком дорогими, поэтому свечи незаменимы на протяжении десятилетий. Искусственный свет освобождает нас от жизни в ритме дня. Человеческий глаз привык к широкому спектру солнечного света, а лампочки в отдельных случаях охватывают только одну треть спектра видимых волн, необходимых для наших глаз.

Светодиод (LED) представляет собой полупроводниковый кристалл, светящийся при протекании через него тока. Цветность его света зависит от типа кристалла и силы подаваемого тока. К преимуществам светодиодов относятся механическая прочность, низкое энергопотребление, миниатюрность и главное – продолжительный срок службы, что позволяет устанавливать их в малодоступных местах. Однако светоотдача диодов невелика, кроме того, они дороги при покупке, хотя, по словам специалистов, их стоимость окупается в процессе эксплуатации. Пока светодиоды только выходят на рынок. Сегодня принято считать, что это – будущее светотехники. Многие производители осветительных приборов уже стали приспосабливать под них приборы, придуманные для металлогалогенных ламп.

Из такого освещения глаза становятся пропитанными, болит головная боль. Чтобы наше качество жизни было полным, мы должны выбрать правильные лампочки. По мнению ученых, эти декоративные луковицы по сравнению с энергосберегающими лампами не оказывают пагубного влияния на наше зрение и психологию. Они даже в 42 странах Европы, популярные луковицы также являются прекрасным украшением интерьера и наружного освещения. Компания, работающая в городе Аабенаа, сохранила прежнюю традицию производства лампочек и по сей день.

Шаблоны ламп разработаны в сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами, которые управляют и сохраняют естественный цвет и спектр света. С этими луковицами атмосфера особенно комфортной атмосферы часто извлекается, что часто необходимо в частном или государственном интерьере. И где еще находятся декоративные и оригинальные взгляды ламп, часто выходящих и светильников.


Приборы

Выпуская различные осветительные приборы, фабрики более всего ориентируются на три вышеперечисленных источника света. Наиболее известные иностранные производители таких приборов, представленные на нашем рынке, – iteco, Osram (Германия), Zumtobel (Австрия),Torn (Франция), iGuzzini, Targetti, Martini, SBP (Италия). В России осветительные приборы производят в основном те же заводы, что производят источники света. На сегодняшний день они уступают зарубежным конкурентам как в дизайне, так и в технологичности, но отличаются невысокими ценами. Осветительные приборы можно систематизировать так же четко, как источники света. Они различаются по расчетной мощности и по используемым источникам света. Кстати, в одном приборе возможно совмещение нескольких идентичных или различающихся источников света.

Дизайн этих ламп спроектирован и удовлетворяет исключительным потребностям своих клиентов, которые важны не только для освещения их помещений, но и для заполнения помещений, магазинов или магазинов окнами со специальным освещением и украшением оригинальными акцентами. Необычная форма этих ламп, а также виртуозно-тонированная освещенная вольфрамовая нить не оставляют равнодушными ни хозяев, ни гостей, ни прохожих.

В Европе эти луковицы широко используются для освещения ресторанов, баров, кафе и ночных клубов. Свет, созданный этими огнями, можно заказать в Копенгагенском доме моды Марлен Биргер, Королевском датском театре, Леголенде и многих других замечательных местах по всему миру.

Существуют приборы направленного и рассеянного света, причем первые, в свою очередь, различаются по узости луча и его направленности: симметричный он или асимметричный. Принято делить осветительные приборы на встраиваемые в искусственные поверхности, встраиваемые в землю (грунтовые), навесные, подвесные, на опорах. В своих каталогах производители выделяют в отдельную группу приборы цветного и цветодинамического света. Осветительный прибор – это комплект, состоящий из множества разнообразных деталей, лишь часть из которых обязательна, а остальные можно подбирать в зависимости от конкретных целей и возможностей бюджета. Например, достаточно сложно включить газоразрядные лампы без использования пускорегулирующего аппарата.

Раньше это были электромагнитные устройства, теперь появились электронные – более дорогие, но и лучше работающие. В приборы, если есть необходимость управления ими, встраиваются специальные платы диммирования, или изменения цвета. Для направления, распределения и изменения цветности светового потока необходима определенная оптика: отражатели, линзы, рассеиватели, цветные фильтры. Той же цели служат всевозможные шторки и бленды, ограничивающие световое пятно. Есть специальные аксессуары – для того, чтобы не слепить прохожих, и для крепления приборов на разных поверхностях или их встраивания. Одной из важнейших характеристик приборов, рассчитанных на внешнее архитектурное освещение, является степень защиты от воздействий окружающей среды. Существует код защиты от проникновения пыли и влаги IP (Ingress protection).


Он представляет собой две цифры: первая – степень защиты от пыли, вторая – от воды. Чем больше цифра, тем выше защита. Этот показатель всегда указывается производителем в каталоге. Наибольшая защита требуется для подводных и грунтовых приборов. Последние нуждаются в теплоизоляции, чтобы на стекле не кипел дождь и не плавились подошвы пешеходов. От уровня защищенности зависит стоимость: если фасадный светильник стоит € 120–200, то грунтовый – около € 700. Усложненным вариантом светового прибора является осветительный комплекс. Это может быть обычная группа из нескольких приборов на одной несущей конструкции: раме, балке, опоре, а может быть сочетание приборов с дополнительными приспособлениями. К последним относятся комплексы со световодами. Они не особо ярки, однако удобны для обслуживания из-за того, что светильник устанавливается в непосредственной доступности.

Оптоволоконная система нередко используется в ландшафтных проектах, поскольку сам световод передает лишь свет, а не электричество; соответственно, ему не нужна защита от влаги. В качестве дополнения к функциональному освещению в праздники в городе применяются всевозможные гирлянды, сетки и световые шнуры, также являющиеся световыми комплексами. Различные приборы и комплексы объединяют в осветительных установках с единым электроснабжением и управлением, отвечающим за светлостно-яркостно-цветовую композицию.

В одной установке возможно использование нескольких видов источников света и, соответственно, аппаратуры. Надо сказать, что сегодня нормой считается разработка сразу нескольких режимов архитектурного освещения для одного и того же объекта, это отражено и в нормативных документах. Минимум: будничное (более экономное) и праздничное. Также могут различаться вечернее и ночное, сезонное; нередко предлагаются градации и внутри этих разделов. Управление изменениями обеспечивается при помощи компьютера, с диспетчерского пульта или с использованием более простых блоков.


Цветовые эффекты

Непосредственный спутник света – цвет. Хотя на сегодняшний день уже существуют источники света, дающие почти идентичный дневному цвет света, никто не хочет ограничиваться ими, ведь для многих архитектурное освещение – это своеобразный аттракцион. Цветовые эффекты получаются благодаря использованию стационарных или сменяющих друг друга цветных фильтров, использованию в одном приборе/комплексе источников света различной цветности, включаемых попеременно, или специальных линз, переводящих видимое свечение в разные области спектра. За счет использования цвета можно создавать разнообразные образы одного и того же объекта/ансамбля. Здесь работают все известные законы влияния цвета на психику человека: теплые оттенки дают ощущение уюта, золото – богатства, приглушенные холодные оттенки создают мистическую атмосферу, яркие чистые цвета вызывают прилив энергии и ощущение праздника.

Цветодинамика, пришедшая в архитектурное освещение со сцены, и вовсе способна превратить объект в нечто живое. Для создания световой динамики используют приборы с традиционными источниками света, работающие на основе палитры CMYK, называемые колорчейнджерами, а также светодиодные модули с палитрой RGB. Они способны менять цвет и яркость света, направление и угол луча. Основой светодинамической установки является программируемая система управления, передающая по кабелям, идущим к приборам, сигналы о включении, выключении, перемещении фильтра в соответствии с определенными протоколами (например, DMX). Также управление может производиться при помощи радиосигнала, поскольку длина кабеля напрямую влияет на силу сигнала.


Основы светодизайна

Сегодня есть два основных принципа . В первом случае объекты подсвечивают направленными на них прожекторами или другими устройствами, и тогда люди видят отраженный свет. В этом жанре принято различать акцентную и заливающую подсветку, выделяющие, соответственно, отдельные элементы или создающие равномерную освещенность всего объекта. В зависимости от этого здание либо сохраняет тот же вид, что имеет в солнечный день (именно так освещен Московский Кремль), либо создается принципиально новый образ.

Нередко при акцентном освещении архитектурные элементы, днем освещаемые солнцем сверху, подсвечиваются снизу, в результате чего появляются непривычные тени. Интересный вариант подсветки – световая графика. Она хороша на больших поверхностях стен, лишенных декора и акцентов. При таком варианте используются светильники с узким оптическим блоком или установки, проецирующие на поверхности здания любую картинку. Правда, тут есть риск размывания архитектоники объекта. Второй, кардинально отличный прием освещения – создание светящегося объекта, особенно актуальный в случае «стеклянной архитектуры» и способный буквально дематериализовать объекты или их части, превращая в столпы света.

Ночное освещение города. Специализация

Ориентироваться во всем многообразии производимой аппаратуры, аксессуаров, да и просто разбираться досконально еще и в осветительных технологиях для архитектора становится с каждым днем все сложнее. Большинство проектов архитектурной подсветки выполняются совместно со светодизайнерами и светотехниками, которые не только участвуют в разработке художественной концепции, но и делают необходимые расчеты и помогают подобрать подходящую аппаратуру. В стандартный набор услуг светотехнических компаний входят: консультирование, разработка концепции освещения, ее трехмерная , проведение светотехнических и электротехнических расчетов, оптимизация качественных и количественных характеристик освещения, подбор конкретного оборудования с предоставлением обоснования выбора, разработку систем управления, поставки всего необходимого, монтаж, авторский надзор, настройка, обслуживание.


Стоимость полноценного проекта чаще всего считают в процентном соотношении от стоимости оборудования (10–15 %). Соответственно, выбирая аппаратуру более дешевых производителей, можно сэкономить, но на рынке световых приборов идея «дороже – значит лучше» в большинстве случаев оправдывает себя. На российском рынке уже действует немало специализированных фирм. В них работают в основном выпускники светотехнических факультетов различных вузов (поскольку светодизайну в нашей стране нигде не учат); изредка архитекторы, решившие посвятить себя свету; промышленные дизайнеры, световые инженеры сцены и, как везде, некоторое количество талантливых самоучек. Некоторые фирмы образованы при компаниях-дистрибьюторах оборудования, другие самостоятельны.

Большую известность при подготовке столицы к 850-летию получили мастерская № 9 проектного института «Моспроект-3», руководимая в то время Николаем Щепетковым, и фирма «Светосервис». В последнее время появилось несколько интересных проектов, выполненных специалистами «Центра Светодизайна» (illuminator group). Весьма эффектны работы Лаборатории архитектурного и спортивного освещения МНИИП «Моспроект-4». В Санкт-Петербурге работают такие фирмы как «Ленсвет», «Сарос», «Точка опоры», в других российских городах также немало специалистов. Сотрудничество архитекторов и инженеров-светотехников с самого начала проектирования позволяет разработать наиболее эффективную систему освещения, предусмотрев места размещения оборудования и электропроводки, чтобы они остались незаметными, рассчитав требуемые мощности, которые учтут разработчики электрического раздела проекта.

Ведь под отдают лишь тот резерв, который остается после расчета энергопотребления всех основных систем жизнеобеспечения и безопасности. (Этот вопрос весьма актуален: во многих городах не хватает электричества, практикуются веерные отключения и прочее). Если светодизайнеров приглашают на стадии полной готовности проекта, а то и строительства объекта, стоимость воплощения какойлибо концепции архитектурного освещения заметно вырастает, нередко в разы. Кроме того, многие интересные решения становится просто невозможно реализовать. Так, например, при работе на навесном фасаде необходимо закладывать дополнительный крепеж, рассчитанный на вес приборов, который может превышать 3 кг. Архитектурный светодизайн – удивительный феномен, на стыке искусства и , обладающий собственной магией, способной превратить обычный городской пейзаж в нечто феерическое, праздничное, волшебное. Но приходится констатировать, что потенциал светодизайна и световых технологий в современной архитектуре пока раскрыт лишь наполовину, а в российских проектах – едва ли на четверть. Мы находимся в начале пути, но все большее количество интересных проектов дает основание верить, что мы движемся из мрака к свету. У нас еще все впереди, как в творческой области, так и в отношении используемых технологий.

Многие современные города или некоторые их части более привлекательны в ночное время, благодаря такому уникальному элементу, как свет. Без него невозможно существование. В современном искусстве дизайна развилось новое направление - декорирование с помощью подсветки. Эйфелева башня без разноцветья огней и Кремль без строгого света прожекторов теряют свою выразительность и привлекательность в ночное время. Декорирование объектов с помощью света стало распространенным.

Первыми получили подсветку набережные, центральные площади, древние памятники. Далее заискрились разноцветными огнями аллеи и статуи в парках и скверах. И, наконец, свет стал частью ночного декора не только офисных зданий и жилых домов, чьи стены выходят на широкие проспекты, он просочился в уютные дворики частного сектора. Световая композиция является своеобразным произведением, ничуть не отличающимся от музыкального или художественного творения, и имеет, как и они, смысловое наполнение. При выборе подсветки важно учесть назначение объекта, подчеркнуть стиль и органично совместить с окружением. Для подсветки зданий промышленного типа применяются строгие монооттенки. Завсегдатаев казино и подобных им заведений манят яркие, мелькающие огни. Часто такие учреждения проводят рекламную кампанию с помощью осветительных приборов. Прогулка по вечернему парку даст возможность узнать некоторые секреты способов и приемов освещения.

Интересно выглядит поэлементная подсветка ландшафта. Каждая аллея, беседка или статуя здесь декорирована определенным видом подсветки. Свет может подчеркивать весь объект, заострять внимание на какой-то части, размывать границы силуэта. Для подсветки деревьев стало модным развешивание гирлянд, которые напоминают новогодние. Это создает сказочность и праздничное настроение.

Подсветка зданий, где размещаются офисы, переходит в своеобразную гонку за дизайнерскими находками и демонстрацию роскоши. Религиозные здания обычно освещаются довольно скромно, с помощью нескольких . Гармония света и воды рождает невообразимые композиции. Фонтаны, играющие всеми цветами палитры, оживляют по ночам площади многих красивых городов по всему миру. Создание фонтанов , которые изменяют направление своих потоков в зависимости от музыки, раздающейся изнутри, стало вершиной дизайнерской мысли. Такое сочетание света, музыки и воды создает ощущение волшебства и сказочности. Примером таких чудес дизайна могут служить светомузыкальные фонтаны в Санкт-Петербурге, которые поражают своей незабываемой красотой горожан и туристов, прогуливающихся вдоль Невы. Специальное оборудование, приводящее фонтаны в действие, размещено на барже, подсветка осуществляется прожекторами не только над, но и под водой.

Популярно декорирование светом частных владений. Хозяева обособленных участков стараются продумать дизайн с учетом его презентабельности в темное время, не забывая при этом о мерах безопасности. Первое, что должно быть освещено, – забор. Подсветка прокладывается вокруг всей территории, поэтому оптимальным решением станет покупка светодиодных, надежных в эксплуатации осветительных приборов, которые, к тому же, прослужат длительный срок. А вот на освещение главной аллеи можно потратиться больше. Изысканно смотрятся фонари под старину. Вертикальные светильники отлично освещают пространство и при этом не слепят присутствующих. Гармонично вольются в дизайн дворика светильники сферической формы. Место, где проводятся семейные торжества (чаще беседки или шатры), освещают приборами, излучающими мягкий свет, который согревает домашним теплом.