Делийский Кутб-Минар - самый высокий в мире кирпичный минарет (21 фото). Кутб-Минар – уникальный памятник архитектуры Кутб-Минар – самая поразительная постройка

После дня, проведенного в Агре, я вернулся в Дели, где у меня была запланирована насыщенная дневная программа перед вылетом домой. Начать я решил с самого высокого в мире кирпичного минарета Кутб-Минар (Кутуб-Минар).

Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил последний ярус:




Внушительные ворота Ала-и-Дарваза Были построены первым султаном Дели династии Хильди Алауддином и знаменитая «Железная колонна в Дели» – колонна из неизвестного сплава железа высотой семь метров и весом в шесть с половиной тонн. Широкую известность колонна приобрела тем, что за 1600 лет своего существования избежала коррозии:

Просто великолепная работа по камню:


Обитатели комплекса:



Руины мечети Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама), известной также как Великая мечеть Дели, была построена Кутб-уд-Дин Айбеком, основателем ордена мамлюков. Строительство мечети началось в 1190 году. Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания:




Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города:


Последние ярусы минарета:

Декор:

Диаметр основания – 14,74 метра, а диаметр верхней части башни 3,05 метра:








В время своего правления Аладдин Хильди задумал строительство минарета Ала-и-Минар, собираясь его сделать в два раза выше, чем Кутб-Минар. Однако строительство было прекращено после смерти Алауддина, когда конструкция достигла высоты 24 метра.
Руины первого яруса сохранился до наших дней:

Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Находится минарет в городе Дели, что в Индии. Башня считается объектом всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.

Строительство башни начал первый мусульманский правитель Индии Кутбуддин Айбак. Он находился под впечатлением от афганского Джамского минарета и решил построить минарет ничем ему не уступающий и даже превосходящий его по красоте.

Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Ильтутмыша (наследник Кутбуддина), было возведено три яруса башни. И только в 1368 году был достроен последний пятый ярус.

Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.

Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.

Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.

Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.

Построив столь высокий минарет, было утеряна пожалуй главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.

Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность — небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.

Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.

До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.

Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.

Для того, чтобы попасть на территорию минарета иностранным гражданам (туристам) придётся заплатить 5$. Фото и видео съёмка не запрещены.

Кутб-Минар – это самый высокий минарет, созданный строителями прошлого, и в мире и в Индии. Раньше этот комплекс располагался в центре столицы, и так уж получилось, что со временем город застраивался и заселялся от разрушенного минарета. Сейчас же Кутб-Минар оказался практически на окраине многомиллионного города.

При первом взгляде весь исторический комплекс восхищает и ошеломляет своей площадью застройки и грандиозностью когда-то бывших на этом месте строений. Сразу же бросается в глаза наклон башни. Возможно это от землетрясения, а возможно так задумано строителями? Мы не можем спросить у очевидцев тех времен. Говорят, что башня до сих пор стоит благодаря слову Корана. Все может быть…
Кутб-Минар сейчас находится в списке памятников всемирного наследия и охраняется государством.

И вот мы перед входом. Перед нами небольшая, красивая арка. За ней виднеются развалины когда-то красивейшего исторического комплекса. У небольшой кассы большая очередь, которая не подчиняется никаким законам, каждый норовит протиснуться вперед. Все одновременно хотят получить свои билеты и с усердием протискиваются мимо, поглядывая на нас. Наконец наше терпение иссякает и я также решительно с улыбкой протискиваюсь к заветному окошечку. Билеты куплены и мы, слегка помятые, идем ко входу.

Самый высокий минарет в мире.

Как нам сказал гид: “Первый ярус Кутб-Минар построил в конце XII века князь Чаухан для своей дочери, чтобы та с высоты любовалась прекрасными видами берегов чудесной реки Ямуны. Но уже через несколько лет мусульманский властелин Айбек изменил внешний вид башни. Башня тогда и получила название, дошедшее через века до нас – Кутб Минар. Затем уже его потомки достраивали Кутб-Минар. В 1370 году император Туглак наконец-то закончил строительство, завершив последние IV и V ярус, тем и прославился в истории. И вот перед нами это величественное сооружение – башня Кутб-Минар, дошедшая до наших времен. Представьте себе высоту двух 9 этажных домов, поставленных друг на друга. Так вот, его высота составляет 72,6 метра, диаметр основания 14 метров, а диаметр вершины около 3 метров.

Несмотря на внушительные размеры, минарет выглядит легкой и изящной башней благодаря тонкому рисунку, выложенному красно-желтым песчаником.
Росписи на камнях показывают нам этапы строительства Кутб-Минар. По внешнему виду достроек можно проследить изменения стиля. Башня Кутб-Минар сооружена в честь победы ислама, на ней сохранились многочисленные надписи на хинди и арабском - смешение языков объясняется разным строительным материалом, т.к. были использованы камни разрушенных после завоевании территории индуистских храмов. Раньше на башне был купол, но землетрясение разрушило его, в 1802 был заменен на другой, но он не соответствовал стилю минарета и был снят в 1848 году, да так и остался лежать рядом.

Ворота ислама.

Перед нами огромные ворота – называют еще ворота Аллаи Дарваза или «ворота ислама», они поистине красивые, многочисленная резьба удивляет и восхищает, можно долго стоять рядом, разглядывая это чудо света, что я и сделала. Мастерство и умение мастеров древности поражает.

Невдалеке от ворот мы увидели гробницу святого XV в. имама Мухаммада Али, который был широко известен как Имам Замин. Кстати, он родился и вырос в Туркестане.

Мощь ислама.

Рядом с башней находится мечеть Кувват-уль-Ислам, ее еще называют “Мощь Ислама”, она носит название Великая мечеть, которая и была возведена во время правления Айбека.
Надписи на персидском языке прямо указывают на то, что стройматериал так же брался с руин разрушенных индуистских храмов.
Сразу же после завоевания Индии мусульманами был разрушен целый комплекс красивейших, древнейших храмов, захватив землю, сразу же стали внедрять свою веру. А камни разрушенных храмов использовали в строительстве. Это была первая мечеть, воздвигнутая в столице Индии после завоевания.

Один из правителей Хильджи решил увековечить свое имя и затмить красотой и величием Кутб-Минар задумал построить Минарет выше в два раза, но ему не удалось осуществить свою мечту. Успел построить башню всего высотой всего 24,5 метров. Так и стоит разрушенным этот символ тщеславия и гордыни.

Рядом с Кутб-Минар стоит ещё одна популярная достопримечательность комплекса. Одна из гипотез появления этой колонны связана с метеоритом, упавшим на землю, якобы из него было сделано 3 колонны, две упали и сейчас они в земле, третью несколько раз устанавливали после падения. Другая гипотеза связана с древнейшей цивилизацией, предполагается, что процесс изготовления связан с наращиванием решетки структуры железа. Сейчас так выращивают некоторые кристаллы небольших размеров. Этим и объясняют ученые ее лечебные свойства.

Легенды минарета.

Про лечебные свойства колонны из металла люди знали давно, поэтому то и сейчас желающих обнять ее достаточно много. Сейчас же это невозможно так как она огорожена небольшим забором, но говорят, что можно договориться с охранником и прикоснуться с вожделенному железу, но нам этого увидеть не удалось. Хотелось бы воспользоваться такой возможностью и подлечится, но нарушать запрет мы не стали.

Много отдыхающих расположилось под деревьями. Видно было, что это местные, прихватив питье и продукты отдыхали в прохладе.

Кутб-Минар красивый парк. Красивые газоны, цветы, подстриженные кусты с яркими цветами, множество изящных скамеек - все вызывало восторг и восхищение, но мы с печалью смотрели на эту, когда-то бывшую красой и гордостью, «жемчужину».
Время безжалостно стирает следы цивилизаций, разрушает созданное людьми, вот и этот комплекс не смог противостоять потоку времени…
Сейчас он предстает перед нами в разрушенном виде, от него остались лишь часть экрана с надписями на арабском и рисунками, да часть крытых арочных галерей, но и эти внушительные развалины позволяют судить о грандиозности, красоте и изяществе архитектуры.

В столице Индии находится грандиозное сооружение Кутуб-Минар (Башня Победы) – уникальный памятник индо-исламской средневековой архитектуры. Это самый высокий кирпичный минарет в мире и самая высокая башня в Индии. В 1993 году объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Возле минарета находится еще несколько сооружений, составляющих вместе комплекс исторических памятников различных эпох: старейшая индийская мечеть – Кувват-уль-Ислам, минарет Ала-и-минар, гробница Имама Замина, ворота Ала-и-Дарваза и загадочная металлическая колонна, неподдающаяся коррозии.

Кутуб-Минар (также Кутб-Минар или Кутаб-Минар) построен несколькими поколениями властителей Делийского султаната.

Минарет Кутаб-Минар

Уникальный памятник средневековья – кирпичный минарет имеет высоту 72, 6 метров. В 1193 году Кутб уд-Дин Айбек, первый мусульманский правитель Индии, увидев афганский Джамский минарет и пожелав его превзойти, начал строительство минарета, но только завершил фундамент. Еще три яруса построил его наследник Илтутмиш, пятый и последний ярус в 1368 году достроил Фируз-шах Туглак. По внешнему виду сооружения прослеживается развитие архитектурного стиля.

Кроме обычного назначения: собирать людей на молитву в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовали как Башню Победы, чтобы все увидели мощь ислама; также с башни наблюдали окрестности, охраняя город. Историки считают, что минарет назван в память первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой версии – в честь святого из Багдада Кутбуддина Бахтияра Каки, который поселился в Индии и имел большой авторитет у Акбара.

Комплекс украшают необычные орнаменты, которые абсолютно несовместимы с Исламом. Это объясняется тем, что для строительства использовали камни из развалин разрушенных индуистских храмов. Так возникло необычное сочетание или, своего рода, слияние различных вероисповеданий в одном архитектурном культовом сооружении.

Минарет Ала-и-Минар

Алауддин Хильджи начав строить минарет Ала-и-Минар, имел желание создать его в два раза выше Кутаб-Минара. Когда конструкция достигла высоту 24,5 метра, строительство прекратили. После смерти Алауддина построили только один ярус, который сохранился до настоящих дней.

Мечеть Кувват-уль-Ислам

Основатель ордена мамлюков или Династии Рабов Кутб-уд-Дин Айбек начал в 1190 году строительство мечети Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама), многим известную под названием Великая мечеть Дели или мечеть Кутб. Стройматериалы для мечети доставляли с разрушенных двадцати семи джайнских и индуистских храмов. Это первая мечеть, которую построили в индийской столице после исламского завоевания.

Позже мечеть расширяли и достраивали. В настоящее время мечеть разрушена, но по внушительным развалинам можно судить об исламской архитектуре.

Западнее мечети расположена могила Илтутмиша, возведенная в 1235 году. Строительство мавзолея показывает отклонение от индийских обычаев кремации.

Ворота Ала-и-Дарваза

Внушительные ворота Ала-и-Дарваза первый султан столицы Индии династии Хильджи Алауддин.

Гробница Имама Замина

Северо-восточнее ворот Ала-и-Дарваза располагается небольшая гробница суффийского святого пятнадцатого века имама Мухаммада Али, широко известного под именем Имам Замин. Он, будучи уроженцем Туркестана пришел в Индию в период правления Сикандара-шаха Лоди (1488-1517 гг.). Имам Замин принадлежал суфийскому ордену Чишти. Гробницу, площадь которой 7,3 кв. м, построили в 1537-1538 гг. еще при его жизни, а через год он скончался.

Колонна из уникального железа

Интересную загадку представляет железная колонна, имеющая высоту семь метров и вес шесть тонн. Колонну воздвигнул царь Кумарагупта династии Гупта, которая правила в 320-540 года в Северной Индии.

Железная колонна в Дели (Кутубова колонна) расположена приблизительно в двадцати километрах на юг от Старого Дели. Колонна приобрела широкую известность из-за того, что за 1600 лет своего существования избежала коррозии.

К железной колонне – одной из главных достопримечательностей Дели, с давних пор стекались толпы богомольцев. Существует поверье, что если стать спиной к колонне и руками обхватить её сзади, то это принесёт счастье или исполнится загаданное желание. Чтобы защитить историческое сооружение от вандализма, в 1997 г. вокруг нее установили ограду.

Колонна была воздвигнута в честь царя Чандрагупты II в 415 году. Первоначально она располагалась на западе страны, в городе Матхура, в храмовом комплексе Вишну. Установленную перед храмом колонну венчало изображение священной птицы Гаруды. Царь Ананг Пола в 1050 году перевез её в Дели. А стройматериалы от разрушенных в тринадцатом веке построек храмового комплекса были использованы при строительстве минарета Кутаб-Минар.

Наличие в пятом веке такого огромного железного изделия выступало символом высокого богатства государства. Среди европейцев колонна в Дели приобрела популярность после работ английского востоковеда Александра Каннингема.

Выдвинутые ранее предположения, что железная колонна якобы откована или отлита из цельного куска железа, сейчас подвергаются большим сомнениям. Вероятнее всего колонну изготовили ковкой отдельных криц железа, масса которых составляла 36 кг. В качестве доказательства можно увидеть отчетливые линии сварки и следы ударов, также небольшое содержание серы и достаточно много неметаллических включений, т. е. шлака после плохой проковки некоторых участков.

Главной причиной стойкости Кутубовой колонны к атмосферной коррозии служит явление пассивации металлов, т. е. на её поверхности образовалась естественным образом плёнка оксида, которая предотвращает дальнейшее развитие коррозии. Также причинами являются низкая влажность воздуха в индийской столице, и увеличенное содержание в металле примеси фосфора, который усиливает способность стальной поверхности к пассивации. К электрохимической коррозии конструкция намного менее устойчива: вкопанная в землю часть подверглась значительной коррозии, ее покрывает сантиметровый слой ржавчины. Подобную колонну из Конарака, которая расположена поблизости моря, покрывает сильная коррозия. О железной колонне в Дели сложено много легенд, связанных с ее исключительной стойкостью.

Гиды часто упоминают, что для создания памятника использовали нержавеющую сталь. Но анализ, проведенный индийским ученым Чедари, доказывает, что в делийской колонне не содержится значительных количеств легирующих элементов, способствующих повышенной коррозионной стойкости, тогда как известно, все нержавеющие стали – легированные.

Существовало противоположное мнение, что колонна изготовлена из очень чистого железа. Такая гипотеза даже фигурировала в учебниках по металлургии, как образец высокой атмосферной стойкости чистого железа. Но материал колонны в Дели по содержанию примесей не доходит даже до технически чистого железа. Наиболее корректное название материала колонны – это сварочное, сыродутное или кричное железо.

В свое время, популярным было предположение о том, что колонна изготовлена из метеоритного железа. Давно известно, что оно отлично сопротивляется коррозии. Однако в метеоритном железе всегда находят никель, а в железе древней колонны никеля не обнаружено.

На железную колонну в Дели обратили свое внимание и уфологи, которые связали её происхождение с внеземными цивилизациями.

В Средневековье Кутуб-Минар считали одним из чудес света. А создатели Кутаб-Минара были гениальными математиками, если сумели провести такие точные расчеты. Кроме этого, они обладали редким художественным вкусом. Поэтому башня и остальные комплексные сооружения Кутаб-Минара до сих пор восхищают воображение посетителей.

Минарет Кутб-Минар

Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.

Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Среди историков существует также мнение, что минарет назвали в честь первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой гипотезе - в честь святого из Багдада Кхваджа Кутбуддина Бахтияра Каки, которые переселился в Индию и пользовался большим авторитетом у Акбара.

Диаметр основания - 14,74 м, диаметр верхней части башни 3,05 м.

Минарет Ала-и-Минар

Минарет Ала-и-минар стал строить Алауддин Хильджи, собираясь его сделать в два раза выше, чем Кутб-минар. Однако строительство было прекращено, когда конструкция достигла 24,5 метров и был построен только один ярус после смерти Алауддина. Первый ярус постройки сохранился до наших дней.

Мечеть Кувват-уль-Ислам

Мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама), известная также как мечеть Кутб или Великая мечеть Дели, была построена Кутб-уд-Дин Айбеком, основателем ордена мамлюков или Династии Рабов. Строительство мечети началось в 1190 году. Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.

В дальнейшем мечеть расширялась и достраивалась.

Мечеть сейчас разрушена, но внушительные развалины позволяют судить об исламской архитектуре.

К западу от мечети находится могила Илтутмиша, построенная в 1235 году. Постройка мавзолея показывает отход от индийских обычаев кремации.

Ворота Ала-и-Дарваза

Внушительные ворота Ала-и-Дарваза Были построены первым султаном Дели династии Хильджи Алауддином.

Колонна из метеоритного железа

Большую загадку представляет собой железная колонна высотой 7 метров и весом в 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, которая правила в Северной Индии в период 320-540 годов. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как строй""материалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам.

На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375-413 годы). За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине этого ведутся споры. Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. Вокруг колонны построена ограда. Считается, что если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье.

Гробница Имама Замина

На северо-востоке от Ворот Ала-и-Дарваза находится небольшая гробница суфийского святого XV в. имама Мухаммада Али, более известного как Имам Замин. Урожденец Туркестана Имам Замин пришел в Индию во времена правления Сикандара Лоди (1488-1517). Он был членом суфийского ордена Чишти. Гробница была построена при его жизни в 1537-38 годах, а через год он умер.

Площадь гробницы 7,3 м².